Назад...>>                         Далее...>> 

 

 Галина Овчарова и её инструктор. Подготовка к вылету. 1963 год.

 

МОЯ  ВЕРСИЯ  АВАРИИ

 

з письма Галины Ясносекирской)

 

…Похоже,  версию об аварии планера в июле 1963 года, что изложил отец в своих воспоминаниях, он получил от руководства школой ДОСААФ. С отцом у нас на эту тему разговора никогда не было, но брат, который в тот день был на аэродроме,  другие свидетели и сам инструктор утверждали: наша взлётная полоса была свободной!  А их было две.

 

Мы взлетали с помощью троса и лебёдки. Трос сбрасывали уже над лебёдкой. Выполнялось упражнение «Коробочка».  В тот полёт мы сделали третий поворот раньше, и,  выйдя на посадочные знаки,  увидели, что будет перелёт посадочных знаков и придётся вручную тащить по траве планер для последующего взлёта. У меня это был  20-й полёт, а в самостоятельный нас должны были выпустить после  25-го. То есть я была ещё в роли ученицы. В этой ситуации инструктор взял управление на себя, и, чтобы сбросить высоту и спланировать на посадку, перевёл планер в крутой вираж, в результате чего планер упал на крыло и нос. Падали мы метров с 15-20.

 

При посещении в больнице инструктор мне объяснил, что нас затянул нисходящий поток.

 

 Моя же версия аварии другая: при вираже был сделан крен больше, чем требовалось для планера и планер просто «скатился» на крыло. Дело в том, что мой командир был опытным инструктором по самолётам, а на планер он пересел лишь в тот сезон. Сработал автоматизм, привычка к самолётам, надежда на мотор, которого нет на планере. Причина аварии несла субъективный характер и заключалась в самоуверенности и лихачестве инструктора.

 

Инструктор сидел сзади меня. Этот фактор способствовал тому, что он относительно легко «отделался». Кроме того, полагаю, что он автоматически убрал ноги с педалей управления. Уже находясь в третьей больнице - в Военном госпитале имени Бурденко, я прочла: опытные лётчики перед аварией всегда убирают ноги с педалей. Но тогда мерам безопасности нас никто не обучал.

 

Галина Овчарова со своим инструктором перед посадкой в планер. 1963 год.

Галина Овчарова со своим инструктором перед посадкой в планер. 1963 год.

 

А мои обе стопы при резком движении тросов были  перебиты педалями. Они представляли собой металлические скобы под мужской сапог (как в детских педальных машинах, что на аттракционах), а мои ноги 33-го размера были в полукедах. В результате: открытый вывих с переломами, ушиб мозга (но в одном сантиметре от виска  - Бог миловал!), неделя беспамятства. Потом вспомнила лишь только начало того утра, как расчехляли планера…

 

После аварии прошла пять больниц. Последняя – в  Волгограде в 1985 году с аппаратом Илизарова. Светит ещё шестая, но я от неё отказываюсь, надеясь на чудо.

 

Планеристы приехали к Галине Овчаровой в больницу города Шахты.

 

15 сентября 1963 года. После первого прыжка с парашютом планеристы приехали

к Галине Овчаровой в больницу города Шахты. На заднем плане - её мама беседует с инструктором, слева стоит сестра Мила.

 

Зла на инструктора не держала и не держу - отпустила ещё тогда, когда дала себе слово никогда не жалеть о планеризме. Эта установка помогла мне просто жить и радоваться жизни, а больницы, операции, боль, костыли и ортопедические ботинки воспринимались мною как необходимость судьбы. Родителям заявила, что не следует предпринимать никаких шагов против инструктора, летевшего со мной, так как мой выбор в планерный клуб я сделала осознанно и ответственность за случившееся беру полностью на себя, не имея претензий к инструктору. После излечения, летом  1964 года, когда я на костылях приехала на аэродром, мой бывший инструктор (не помню его имени и фамилии) сделал мне подарок: прокатил несколько кругов на «Бланике» - чешском планере, не в пример нашему «Приморцу».

 

Я бы эту тему аварии не затрагивала, но вынуждена написать о  её причине, чтобы не искажались факты и чтобы вы не стали думать о каком-то там геройстве…

 

Март 2010 года

 

Прочитать очерк о Галине Овчаровой

(газета "Знамя коммуны" от 5 декабря 1964 года)...>>



 

 

Hosted by uCoz