Кадетские заветы

«Я вам завещаю одно:
Храните святые заветы,
На Русь принесите всё то,
Чем русские жили кадеты».


Генерал-лейтенант В.В.  Римский-Корсаков,
директор корпуса-лицея Императора Николая II

 

Римский-Корсаков Владимир Валерьянович, директор корпуса-лицея Императора Николая II (ранее - директор 1-го Московского Императрицы Екатерины II и Крымского кадетских корпусов), генерал-лейтенант

 

ПРАВИЛА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ ЗАВЕТОВ КАДЕТАМ
ДИРЕКТОРА ПЕРВОГО РУССКОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА КАДЕТСКОГО КОРПУСА
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Б.В. АДАМОВИЧА

 

ИЗ "ПАМЯТКИ КАДЕТУ ДОНСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА"

ЗАПОВЕДИ КАДЕТА

КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКОГО КАДЕТА
КОДЕКС ЧЕСТИ ОФИЦЕРА

 

ЗАПОВЕДИ ТОВАРИЩЕСТВА
 

Воспитание в кадетских корпусах, проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имело главной целью подготовку воспитываемых юношей к будущей службе Государю и Отечеству на военном, как правило, поприще. Цель достигалась посредством постепенной, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды. Корпусное воспитание развивало в каждом из кадет его физические и душевные способности, правильно формировало характер, укореняло в душе благочестие и верноподданнический долг, формировало именно те нравственные качества личности, которые имеют первенствующее значение в офицерской службе.
 

С требованиями к физическому и нравственному воспитанию кадет согласовывалась и вся система обучения в кадетских корпусах. Усилия всех преподавателей и воспитателей направлялись к тому, чтобы и на уроках в каждом из порученных им воспитанников целеустремленно развивать силу и бодрость тела и духа, дисциплину ума и воли, любознательность и склонность к умственному труду.
 

Ясно, что достижению цели воспитания сильно мешало бы то обстоятельство, если бы в кадетских_корпусах царил казарменный дух и все строилось на муштре. Великий Князь Константин Константинович, с 1900 года Главный начальник, а затем Главный инспектор военно-учебных заведений, до своей смерти в 1915 году много потрудился, чтобы создать в корпусах все условия, в которых мальчик, подросток, юноша мог бы взять образцы Доблести, Добра и Красоты из повседневной корпусной жизни. Он же старался всемерно улучшить подготовку офицеров к строгому, но заботливому, истинно отцовскому воспитанию кадет. С этой целью, например, по предложению Великого Князя 30 сентября 1900 года были учреждены специальные курсы для офицеров-воспитателей.

Романов Константин Константинович, Великий Князь, Главный инспектор военно-учебных заведений

Главным стремлением Августейшего Главного начальника военно-учебных заведений было изменить взаимоотношения кадет и офицеров-воспитателей. И отношения между ними в корне изменились, потому что заботами и трудами Великого Князя Константина Константиновича в корпусах стал преобладать новый тип воспитателя - педагога по призванию, вдумчивого психолога, заботливого и внимательного опекуна. Новый дух, внесенный в воспитание военного юношества незабвенным Великим Князем, сделал свое дело: во время революции и в течение гражданской войны кадетская семья без колебаний нашла для себя правильную дорогу и доблестно исполнила своей долг в рядах воинов Белых армий.

В 1913 году Великий Князь разослал по кадетским корпусам и военным училищам сформулированные им «Заповеди товарищества». Вот они:


1. Товариществом называются добрые взаимные отношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.
2.  Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.
3.  На службе дружба желательна, товарищество обязательно.
4.  Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества.
5.  Долг товарищества преклоняется перед долгом службы.
6.  Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным.
7.  Подчиненность не исключает взаимного товарищества.
8.  Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена товариществу.
9.  Товарищество прав собственности не уменьшает.
10.  Отношения товарищей должны выражать их взаимное уважение.
11.  Честь товарищей нераздельна.
12.  Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества.

 

И вот удивительно: «Заповеди» были с энтузиазмом восприняты как воспитателями, так и воспитанниками. Первыми - потому что на товариществе зиждилось все воспитание кадет, вторыми - потому что товарищество было в основе всех кадетских традиций.
 

Нужно понимать, что в корпусе власть официальная - директора корпуса, ротного командира, офицера-воспитателя - в идеале должна сосуществовать с властью кадетских традиций точно так же, как, скажем, в хорошем государстве сосуществуют верховная власть и общественность, то есть во имя общего благоденствия и развития. Различные положения, инструкции, регламенты и традиционные установки кадетской семьи призваны дополнять друг друга. Начальство устанавливает определенные рамки кадетского общежития. Общежитие же в этих рамках находит свои пути сплочения, регулирует взаимоотношения на основе нравственных установлений. Но это опять-таки в идеальном случае. В жизни же бывает по-разному. Начальство до предела сужает рамки дозволенного кадетам, и всякое живое творчество традиций неизбежно удушается.
 

Вполне естественно, что кадетская семья с ее законами и иерархией, встречая сильное противодействие со стороны воспитательского персонала, ещё больше укрепляла внутреннюю дисциплину и спайку. Она всегда была готова в полном составе нести наказание за какого-нибудь из необнаруженных проказаников, если он не допустил какого-либо бесчестия. Более того, кадетская среда очень чутко реагировала на любую несправедливость и нередко устраивала так называемые «бенефисы» против особенно несправедливых педагогов, одновременно строго следя за исполнением всех требований воинской дисциплины и за поддержанием репутации Корпуса вне его стен.

«Честь родного погона». Составитель А. Йордан. 1999 г.



 

Hosted by uCoz