Назад

 

Последний штурм


Июнь начался с череды экзаменов. Какие из них считались выпускными, какие – итоговыми за год – уже было неважно.
 

Нужно было подтянуть средний бал в аттестате, да и оставить после себя добрую память – итоги учебного года будут подводиться в сентябре, когда кадеты выпускных рот уже будут учиться в высших военных училищах.
 

1 июня экзаменационная гонка началась с русского языка. В один день все выпускные роты писали сочинение.
 

В спальных расположениях все койки были сдвинуты в дальний угол, на освободившееся место расставлены столы из классов самоподготовки.
 

Выход из роты закрывали столы экзаменационной комиссии.
 

На выбор давалось три темы: «Подвиг коммунистов» (по Шолохову), «Народные герои» («Война и мир»), «Тема Родины в советской поэзии».
 

Наверное, во всех учебных заведениях, от школы и до самого серьёзного института действует это правило – в течение всего периода учёбы преподаватель может хоть три шкуры спускать с нерадивых учеников, да и старательным отличникам тоже особо спуску не давать. А на выпускных экзаменах, товарищ преподаватель, уж будь добр, помоги.
 

Да, давняя кадетская традиция – потереть нос на бюсте Суворова соблюдалась неукоснительно. Наверное, со стороны смешно было смотреть, когда из строя взвода, проходящего по второму этажу мимо бюста, вдруг на ходу высунется рука, потрёт деду нос, за ней другая.
 

Всё как по старой казачьей пословице – на Бога надейся, а коня привязывай.
 

Ведь итоговые оценки пойдут по жизни с учениками в аттестатах и дипломах, по итогам выпускных экзаменов оценят работу и преподавателей, и командиров подразделений.
 

Вот и получалось, что между столами с совершенно отсутствующим видом прогуливались командиры взводов, как будто между делом жестом фокусника достающие ниоткуда или прячущие неизвестно куда книги и справочные материалы.
 

Когда уж совсем плохо становилось – достаточно был поднять наполненные м?кой глаза, и к столу подойдёт ангел-хранитель, преподаватель русского языка и литературы Анна Васильевна Пинигина. Лёгким полушёпотом, как будто бы эти мысли сами появляются в голове измученного стараниями суворовца, она развеивает все сомнения и направляет полёт его мысли дальше.
 

Примерно так же 9 июня прошёл годовой экзамен по алгебре, оформленный в виде итоговой контрольной работы. С той поправкой, что если взводные могли ещё что-то подсказать по Шолохову, то алгебру они победить не пытались – в лучшем случае, таблицы Брадиса принесут, калькуляторов ведь тогда почти не водилось.
 

А уж с таблицами заодно и Тамила Николаевна подойдёт. И пальчиком аккуратно покажет: «Это - туда, это – сюда».
 

И ноготочком по листу – здесь нужен интеграл, или производная, или всё под корень взять. Это уж кому что выпало.
 

Экзамен по истории прошёл достаточно легко благодаря планомерной кропотливой работе Людмилы Ивановны на уроках. Как-то незаметно, ненавязчиво, она смогла подать так материал, что конспекты по истории представляли собой готовые ответы на вопросы экзаменационных билетов. Оставалось только разложить знания по полочкам и вовремя и правильно их выдать «на гора».
 

За экзаменационной суетой старались не забывать «молодых» – сами так же год назад собирались в лагеря, переживали за стариков, мучались от любопытства и неизвестности.
 

Ведь всё повторяется – дружба и расставания.
 

И скоро нам уже предстоит писать письма оставшимся здесь друзьям со ставшим родным адресом: УССР 252133 г. Киев, бульвар Леси Украинки,25, КвСВУ.
 

Завтра – отправка первого курса в лагеря.
 

И опять – удивлённые глаза «молодых», когда рассказываешь им, что сегодня вечером все «старики» будут стирать и гладить платочки. А для чего - увидите сами. Традиция живёт, и после нас её сохранят и передадут наши «молодые».
 

10 июня с утра куча дел – сдача уже ненужных учебников, консультации – следующий экзамен – химия. Да заскочить, проведать «молодых». Они уже в солдатской форме, коротко острижены, из-под пилоток уши торчат.
 

После обеда построение училища, автобусы уже стоят под парами.
 

Гром оркестра, торжественные речи, традиционные семь минут на прощание с друзьями. Успеть бы сфотографироваться, похлопать по плечам, попрощаться.

 

 

 

Все улыбаются, что-то пытаются сказать. Но, как всегда, самое важное так и останется недосказанным.

 



И опять «До свиданья»! До свиданья, Игорёк Руднев, Лёшка Донченко, Олег Половинкин. Опять расставание. Пришло время выходить на большую дорогу жизни, а вам – нести дальше кадетские традиции, передавать их своим «молодым».
 

Разрезая гомон, над плацем взлетает чистый и пронзительный сигнал «Слушайте все», и за ним, как и год назад: «Учылышшэ, становысь!».
 

Последнее прохождение вместе.
 

Пока первокурсники садятся в автобусы, «старики» прямо с плаца бегом на дорожку, ведущую к КПП – помахать платочками. Где-то сквозь стекло мелькнёт знакомое лицо, помашет рука.
 

«…До свиданья, мальчики, до свидания!»…
 

Грустно, но что поделать. Сколько ещё предстоит расставаний с друзьями.
 

На самоподготовке настроение немного подняла новость – 14 июня вся рота идёт на футбол! На матч Чемпионата СССР «Спартак» (Москва) – Динамо (Киев)!
 

Трудно сказать, сколько лет существует футбольное фанатское движение в нашей стране, но кажется, что противостояние или, лучше, соперничество этих двух команд было вечным.
 

Всё было как всегда – сектор спартаковских болельщиков и полный стадион болельщиков «Динамо». Шарфиков и прочей фанатской мишуры тогда, правда, поменьше было. А вот кричалки в моду уже вошли. Обидные для спартаковцев вспоминать не будем, а по динамовским трибунам неслось волной: «Не бело-красный, а бело-синий! «Динамо» (Киев), «Динамо» (Киев)!».

 

И скандирование: «Динамо» с Днепра! «Динамо» с Днепра!».
 

И пусть не все в роте так уж фанатели от футбола, и не все болели за «Динамо», но упускать возможность покричать от души просто нельзя было.
 

Тем более что наши победили со счётом 2:0.
 

На следующий день был экзамен по химии. Почему-то об этом никто не помнил вчера. Какие там чёткие и ясные ответы – шипение и хрипение.
 

В лучшем случае шёпотом. Но истинные знания всегда будут оценены по достоинству.
 

Поэтому – вперёд. К новым экзаменам, к выпуску.
 

Выпускные экзамены сюрпризов не принесли. Лидеры определились давно, остальным главное было – не навредить.
 

Хотя приходилось иногда и ва-банк идти, чтобы не пропасть.
 

Игорю Крючкову на экзамене по русской литературе попалось худшее, что можно было пожелать – поэма Блока «Двенадцать». Да всё бы ничего, но когда душа не лежит её читать, то, как бы не старался лихорадочно вспомнить, о чём на уроках говорили, результат всё равно будет минимальный. А ведь ещё надо было наизусть отрывок рассказать. А в голове – пусто, не улеглось в памяти ничего из имажинистского мудрствования Александра Блока.
 

Так и получилось – пока готовились к ответу, подсказал всем, кому мог, а сам вышел ни с чем – взять-то неоткуда.
 

Но терять нечего – или голова в кустах, или грудь в крестах. Тем более что на чистую воду незнайку вывели быстро. Осталось одно: «Наталья Александровна, а давайте я Вам Есенина почитаю! Хотя бы вот это:
 

«Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари…»
 

Наталья Александровна, молодая учительница, преподававшая во 2 роте, то ли ошеломлённая наглостью, то ли очарованная мастерством декламации, сидит пунцовая. Анна Васильевна, родной преподаватель и старшая в экзаменационной комиссии в ужасе – что подумают коллеги о её учениках!
 

Наконец, оправившись от неожиданности, ледяным тоном:
 

- Достаточно, Крючков, вы свободны.
 

- А оценка, Анна Васильевна?
 

- Объявим дополнительно.
 

Эх, пожадничали, только четвёрку поставили! Наверное, мало успел Есенина почитать.
 

Экзамен по алгебре прошёл обычно – помогали друг другу, да всё в основном было знакомо.
 

А вот устный экзамен по физике – дело творческое. Приходится каждому отдуваться за себя.
 

Опять Игорю выпала лотерея – два первых вопроса знал неплохо, а на третий, практический, выпала лабораторная работа. Как её делать – даже представить не мог. Так что уже готовился к худшему.
 

На счастье, распахнулась дверь, и в кабинет вошёл начальник училища генерал-майор Кауркин И.И.
 

В общем-то, это никого не удивило – все, и преподаватели, и кадеты давно привыкли, что начальник училища мог неожиданно появиться на любом уроке, посидеть, послушать, так же внезапно уйти.
 

Результаты визитов озвучивались на совете училища и, судя по реакции преподавателей, не всегда всё было гладко.
 

Так что надо было кого-то «бросать под танки», пока генерал на экзамене. Старший преподаватель физики майор Барикун в ситуации сориентировался быстро – отвечавшего в этот момент суворовца остановил, объявил оценку, естественно, хорошую, и в соответствии с лучшими правилами демократии предложил идти отвечать следующему.
 

Выглядело это примерно так: «Кто готов к ответу?» И, не дожидаясь, пока появятся желающие: «Вы, товарищ Крючков? Прошу к доске».
 

Вот как бывает, а ведь только взял билет. Заходил ведь последним в группе. Ну да ладно, не пререкаться же при генерале.
 

С первым вопросом повезло – «Полупроводники, свойства и условия возникновения полупроводимости».

Главное было – не молчать. Да ещё к месту в памяти всплыл график зависимости полупроводимости от температуры, в основном из-за своей характерной конфигурации – напоминал слона с поднятыми ушами (при определённом воображении).

А схематически набросать его – дело секундное.
 

Ответ получился довольно бойким. Но для пущего эффекта надо было связать это физическое явление с военным делом. Помогли знания, полученные на занятиях по связи.
 

Кстати, стоя почти на пороге училища, перед самым выпуском, вполне допустимо подвести итоги, что же дало училище за два года.
 

В плане общего образования сомнений не было – и в разговорах со сверстниками, да и после редких визитов в родные школы во время отпуска ясно чувствовалось, что уровень знаний в училище гораздо выше.
 

Время подтвердило это и во время учёбы в высшем училище.
 

А какова была военная подготовка?
 

Главное здесь – в сознание мальчишек была заложена готовность учиться защищать Родину в качестве офицера Вооружённых Сил.
 

И нельзя сбрасывать со счетов практические навыки.
 

В строевой подготовке – из розовощёких увальней за два года выросли стройные, подтянутые парни, умеющие слышать и чувствовать не только себя, но, и локоть товарища, и обученные действовать в коллективе.
 

В огневой подготовке – пришло умение метко стрелять из автомата, появилась привычка к общению с оружием.

В тактической, инженерной подготовке и защите от оружия массового поражения суворовцы получили твёрдые практические навыки и опыт, как учиться и как самому учить.

 

Итогом подготовки по связи стало присвоение квалификации радиотелефониста третьего класса.

 

И пусть радиостанцию изучали старенькую Р-105, которую носить на спине – уже подвиг, зато освоили и танковую Р-123, что очень помогло потом в училище.
 

Так что, может быть, уровня сержанта по всем показателям суворовцы и не достигли, но в том, что из них к выпуску получились отличные солдаты – сомнений нет.


А что же с экзаменом по физике?
 

Начальник училища, по-видимому, удовлетворившись ответом, поблагодарил преподавателей, пожал им руки и отправился дальше по своим делам.
 

Суворовец, едва переведя дух, лихорадочно собирает в голове знания для ответа на второй вопрос – времени ведь на подготовку не дали, сразу под танки бросили.
 

Но, наверное, звёзды в тот день удачно сгруппировались для всех. Довольный преподаватель объявил вердикт:
 

- Молодец! Оценка «отлично».
 

- Товарищ майор, я ведь только на первый вопрос ответил.
 

- Всё равно. «Отлично» за экзамен, за год и в аттестат.
 

Ну, раз такое дело, попробуем судьбу подёргать за усы:
 

- Товарищ майор, а третий вопрос – лабораторная работа!
 

- Да иди уже, не испытывай терпение!
 

Вот уж, вправду, смелость города берёт.
 


«Прощай, кадетка милая, прощай.

У нас теперь у всех своя дорога…»
 

Экзамены сданы, итоги подведены. В воздухе просто физически ощущается атмосфера прощания.
 

25 июня вернулись спортсмены со Спартакиады суворовских и нахимовского училищ. Неделю назад они уезжали в Минск, сдав экзамены экстерном.
 

Хорошее завершение учёбы в суворовском – первое общекомандное место в общем зачёте.
 

Выпускники с утра уже переоделись в курсантскую форму. Старую кадетскую сдавали с сожалением - привыкли за два года. Да и курсантская форма проигрывает кадетской в красоте и, как теперь принято говорить, эксклюзивности – все кругом зелёные, а ещё если и цвет погон, петлиц и околыша фуражки одинаковый, то и не поймёшь кто, откуда и к какому училищу относится.
 

Но, всё равно, было видно, как ребята стали выглядеть взрослее в курсантской форме. Значит, детство уже кончилось.
 

После обеда на плацу – первая часть выпуска. Чествовали спортсменов, победителей Спартакиады, начальник училища вручал грамоты, было много добрых слов.
 

Золотые медалисты получали

свои награды.
 

Удивительное дело - казалось бы, все на виду, всё время рядом, а вот только на выпуске узнали, что 4 рота вырастила 3 медалистов – Володю Мазура, Сашу Захарова и Толика Дудника.
 

Затем состоялось долгожданное вручение «крабов» - знаков об окончании суворовского училища. По всем канонам их надлежало «обмыть» перед тем, как разместить на кителях, но очень уж хотелось надеть их побыстрее. Да и не по возрасту было пока «обмывание».
 

Во всех учебных заведениях, особенно, заведениях с историей, существует обычай как-то начудить на выпуске, чтобы остаться в памяти.
 

Со временем этот обычай становится обязательной традицией, и её соблюдение есть делом чести всего выпуска этого года.

 

В Рязанском десантном училище, к примеру, выпускники ежегодно одевают своего земляка Сергея Есенина в берет, и рисуют на груди тельняшку.
 

А если учесть размеры памятника, то можно предположить, что одно только изготовление этих атрибутов десантника требует немало труда, а наличие наряда милиции в ночь перед выпуском, бдительно несущего службу по охране памятника, несколько усложняет задачу по обмундированию поэта.

 

Но нет задач невыполнимых.

 

В Калининском суворовском училище на выпуск рисуются лампасы дедушке Крылову.
 

Причём, используется не краска, а обязательно – губная помада, которой делятся многочисленные поклонницы калининских кадет.
 

И эти же поклонницы берут на себя труд отвлекать обязательный наряд милиции при исполнении ритуала обращения великого баснописца в «старого кадета».

В Киеве ещё со времён Владимирского кадетского корпуса была своя традиция – в ночь перед выпуском самые отчаянные кадеты выбирались на Владимирскую горку и на крест, который держит князь Владимир, надевали кадетскую фуражку. Поскольку памятник стоит на днепровской круче, то видать издалека.

 

 

Один из поколения первых советских кадет, выпускник Киевского СВУ 1966 года Алексей посвятил стихотворение своим друзьям, которое так и начинается:

 

«Фуражка на кресте у князя,

мундир парадный на плечах»…

 

Наверное, в 1981 году до князя было не добраться. Зато нашлись лихачи, забравшиеся по трубе училищной котельной на самый верх, и написавшие огромными буквами «XXXIII выпуск».
 

Безумству храбрых поём мы песню. Хотя, мельчает традиция.

 

Последняя фотография вместе, всей ротой, праздничная суета, прощальный ужин.

 

 

На вечерней поверке, тоже прощальной, именной список зачитывал командир роты. Перед построением, как ветерок, прошёл по рядам шёпот: «Называть своё училище».
 

Так и получилось:
 

- Артюх! Баку ВОКУ!
 

- Беженарь! Баку ВОКУ!
 

- Белецкий! Киев ВОКУ!»
 

И так весь список до конца.
 

Каким-то чудом нашли самый первый список вечерней поверки и зачитывали всех, даже тех, кто был отчислен.
 

Наверное, это была самая торжественная вечерняя поверка в 4 роте образца 1979 – 1981 годов.
 

Утром 26 июня – официальная часть выпуска. Съехались родители отовсюду, встречи, объятия, поздравления.
 

Построение на плацу, пеший марш к музею Великой Отечественной войны. Митинг, прощание со знаменем училища.
 

Прохождение торжественным маршем.

 

 


По возвращению в училище осталось только получить в ротной канцелярии предписания с указанием срока прибытия в свои высшие военные училища.
 

Всё, учеба в Киевском суворовском военном училище закончена.
 

Осталось только попрощаться с друзьями.
 

Первыми уезжали Олег Савченко, Артур Горбенко, Володя Артюх, Игорь Рудой, Виталик Белоусов и Игорь Крючков.
 

Их провожали всем взводом.
 

Взяты билеты, назначены встречи,
И вот проводница зовёт нас в вагон.
Руки друзей обнимают за плечи,
Сжимая полоски курсантских погон.


На перроне, перед поездом, казалось, все нужные слова ушли. Только стояли, обнявшись за плечи.
 

Вдруг Юра Калининский тихо сказал: «Уезжает наш Высоцкий. Кто теперь будет концерты давать?».
 

Оставшиеся пошли к Олегу Родионову домой.
 

Всё-таки, обмыли крабы в вазе с шампанским. Было много разговоров, воспоминаний. Уснуть в эту ночь всё равно уже не получалось – так и встретили на Днепре рассвет.
 

Как ни откладывалась минута расставания, разъехались все, чтобы встретиться только через 30 лет.
 

Мы, из детства выпорхнув, разбрелись дорогами.
За красивой сказкою позвала судьба.
Здесь, в стенах училища научились многому.
До свиданья, мальчики, до свидания...

 

А если пройти по опустевшему училищу, по гулким коридорам, остановиться и молча прислушаться, то можно уловить, как издалека, из глубины времён доносится ломкими юношескими голосами песня былых кадет Киевского Владимирского кадетского корпуса:
 

Прощайте, черные шинели,
Погоны алого сукна.
Ура! Мы больше не кадеты,
А молодые юнкера.

 

 

 

 

Да, мы теперь юнкера, курсанты. Вот только краб на груди и звание кадета останется с нами навсегда.


И, представляясь, мы будем с гордостью говорить:

 

« Я – Киевский кадет!»
 

 

Подмосковье 2010 – 2011 гг.

 

 

          Назад

 

 

 

Hosted by uCoz