|
|
ГЛАВА XVII
«Должна быть отеческая
забота»
После педагогического совета начальник политотдела попросил капитана Беседу
ненадолго задержаться. Когда за дверями кабинета скрылась последняя фигура,
полковник спросил у Беседы:
— Вы уверены, Алексей Николаевич, что сделали все, что могли, с Каменюкой?
— Уверен! — самолюбиво ответил Беседа.
— А я не уверен! — мягко сказал Зорин. Вы с мальчиком работали недостаточно.
«Сколько ни работай, — с горечью подумал Алексей Николаевич, — спасибо не
скажете… Вам хорошо рассуждать… недостаточно работал».
|
— Я могу подать рапорт об отставке, — обиделся он.
— Вы, капитан, не уподобляйтесь своим ребятишкам, которые, чуть что, предлагают:
«Ну, исключайте из училища, не боюсь». — В голосе полковника послышались резкие
ноты, — Я требую от вас, как от коммуниста, найти решение этой нелегкой задачи и
помочь Артему стать человеком. Это в ваших силах!
— Слушаюсь, — хмуро ответил капитан.
— Да не в «слушаюсь» дело, Алексей Николаевич, а в том, чтобы вывести мальчика в
люди… Тут рецепта не пропишешь, да и не собираюсь я, Алексей Николаевич,
заниматься этим, но мне кажется, что к Артему и вообще ко всем детям отношение
должно быть теплее, интимнее, чтобы чувствовали они отеческую заботу. Не
напускную, служебную, а подлинно отеческую А у нас порой проскальзывает что-то
от былого бюрократизма военного ведомства. Даже вот в этом вашем «слушаюсь», что
вы сейчас сказали. Ведь маленький человек должен не трястись перед нами, не
начальников страшных видеть, а уважать, льнуть к нам… Мне даже неудобно учить
вас, Алексей Николаевич, педагогической терпеливости. Разве наша партия не дает
нам прекрасные образцы терпеливого воспитания крестьян, постоянной заботы о
дружбе народов?.. Нам ли отмахиваться от кропотливой черновой работы? Давайте
вместе подумаем, что делать.
«…Уйду в гражданку, — сумрачно размышлял Беседа получасом позже, спускаясь по
широкой лестнице учебного корпуса, — директором школы буду. Сам себе хозяин. Ни
перед кем не тянись, не замечай, сколько у кого просветов да звездочек. И
бюрократом не назовут. Уйду!»
Самым обидным в разговоре с начальником политотдела было то, что Беседа
чувствовал правоту Зорина и свою беспомощность как воспитателя. Алексей
Николаевич с неприязнью вспомнил своего преподавателя педагогики в институте —
Губкина. Это был не старый, вечно небритый, неряшливо одетый человек, с
невыразительным голосом.
Сына Губкина, ученика шестого класса, выгнали, за недисциплинированность и лень
уже из двух школ города, и папаша в каждой из этих школ обличительно выкрикивал,
обнаруживая в таких случаях признаки темперамента: «Чуткости нет! Проникновения
в мир ребенка нет! Воспитательных навыков нет!» Но чорт знает, какие навыки имел
в виду Губкин? На лекциях он бесстрастно вычитывал из потрепанной тетрадочки
сведения о педагогических взглядах киршенштейнеров, дьюи и гербартов, заслуженно
предавал их анафеме, но ни о каком «проникновении в мир ребенка», ни о каких
«практических навыках» никогда не говорил.
За четыре года учебы в институте никто ни разу не говорил с будущими
преподавателями об очень важном — о приемах воспитательного процесса. Как
беседовать с учеником один-на-один? Как учителю владеть жестом, взглядом,
голосом, нервами, мимикой? Как преодолевать неписаный закон «сопротивления
личности», в силу которого одного возьмешь только обходным движением, другого —
лишь лобовым, «штурмом». Другими словами, никто не говорил о тех тысячах
решающих мелочей профессии, ее «бесконечно малых величинах», о которых лучше
всего мог бы рассказать студентам учитель, проработавший в школе много лет.
На кафедре педагогики, видно, предполагалось, что все это «само придет», как
умение плавать — к человеку, сброшенному в воду. Но сколько молодых педагогов
«пойдет на дно», после первых же уроков, сколько будут годами барахтаться, не
наученные плавать, неэкономно тратить энергию, открывая давно открытое, — об
этом вряд ли кто-либо думал.
… Алексей Николаевич миновал лестницу и повернул было в читальный зал, когда из
тени выступила чья-то фигура. Беседа пригляделся и узнал Максима.
— Товарищ капитан, у меня перышко есть для самопишущей ручки, а у вас ручка, я
хочу вам перышко подарить.
— Спасибо! Теперь у меня будет запасное, — едва удержался от улыбки воспитатель.
Максим отошел в сторону, но тотчас снова догнал Алексея Николаевича.
— У меня еще одно перышко есть, — с усилием раскрыл, он ладонь, и видно было,
что решился он отдать свое богатство лишь потому, что хотел еще раз услышать
слово благодарности, и рад был, когда офицер сказал:
— Большое спасибо, но лучше оставь себе. Если мне понадобится, я попрошу.
И как-то сразу отлегло от сердца, подумалось, что нет, куда же теперь от них
денешься, и, наверно, прав Зорин — поспешил он, Беседа, зачислить Артема в
неисправимые…
|