|
ГЛАВА XVI
Педагогический совет
Зная взыскательную пунктуальность генерала, офицеры стали собираться на
педагогический совет за полчаса до назначенного срока. Русанов и Тутукин
появились вместе и сели за длинный стол, покрытый зеленой суконной скатертью.
Пришли не только воспитатели, преподаватели, но и врачи, интенданты, работники
клуба и библиотеки, — всего не менее ста пятидесяти человек.
Боканов впервые был на педсовете училища. До войны он очень любил эти часы сбора
учителей в школе. Часы, когда споры, реплики, философские суждения,
доброжелательная улыбка роднили, связывали узами общего труда — с увлечением,
радостными взлетами и горькими падениями, исканиями, разочарованием и гордостью
достигнутым — узами, крепче которых нет.
Здесь обязательно возникал спор между «старыми» и «молодыми», обязательно
находился ворчливый скептик Иван Никифорович и петушившийся, только вчера со
студенческой скамьи пришедший Борис Николаевич, готовый все пересмотреть,
перевернуть вверх дном, готовый один принять бой против «рутинеров» всего света.
Здесь завуч, не называя фамилию, рассказывал с тонкой улыбкой о том, как одна
уважаемая преподавательница пришла на урок без журнала и портфеля, и все
понимающе улыбались, зная рассеянность обидчивой химички, и как не менее
уважаемый Петр Алексеевич принес на урок микроскоп без стекол. И обязательно
Петр Алексеевич выступал с объяснением, почему стекол в микроскопе не оказалось,
и своим объяснением еще более убеждал всех, что он-то сам и виноват.
Сейчас Боканов словно возвратился в это дорогое прошлое. Он с радостью замечал
по обрывкам фраз, по настроению присутствующих — приподнятому и праздничному, по
разговорам, ворчливым и любящим, что и здесь все связаны одним желанием:
воспитать ребенка как можно лучше. Он подумал: «Такой коллектив составил бы
гордость любого нашего города» и достал из кармана кителя письмо от матери
Ковалева, чтобы перечитать его.
Это письмо вызывало у Боканова смешанное чувство гордости за свой труд,
неудовлетворенности и желания сделать еще многое и лучше прежнего.
«Уважаемый Сергей Павлович! Я — мама Володи Ковалева и хотела бы просить вас,
насколько это возможно, писать чаще о сыне. Вы ведь для него теперь отец, семья,
дом — всё, всё, а значит и для меня очень близкий человек. Меня чрезвычайно
встревожила одна фраза в последнем письме Володи: „Кажется, и с новым
воспитателем я не найду общего языка“.
Я вам скажу по-матерински, но не закрывая глаза на недостатки Володи: он
самолюбив, вспыльчив, однако имеет золотое сердце. Только к его сердцу надо
подобрать ключ, а название этому ключу — ласка.
Не подумайте, Сергей Павлович, что я вас поучаю, а поймите: незадолго до своей
гибели мой муж завещал мне воспитать сына настоящим Человеком. Я решила, что вы
сумеете это сделать лучше меня, оторвала Володю от сердца и отдала сына вам. И я
не ошиблась. Летом, когда Володя приезжал на каникулы, я не узнала его. Он
старался помочь мне во всем, был правдив и трогательно заботлив. Мы пошли в
театр, и при входе в фойе он открыл передо мной дверь, пропустил вперед. А каким
аккуратным стал! Почистится, вымоется… И даже шинель вешает как-то по-особому,
вывернув ее подкладкой наружу. В первый же день приезда сам подшил воротничок,
сказал озабоченно: „Пойду к коменданту зарегистрироваться“.
Я своим глазам не верила, нарадоваться не могла. Ведь год назад был
невнимательным, каким-то развинченным — и вот всего лишь за год вы сумели
сделать так много. Я знаю, — как тысячи других матерей, вручивших вам самое
дорогое, что у них есть, свое дитя, — вы сумеете воспитать у Володи лучшие
качества. И меня очень встревожила эта фраза: „Я не найду общего языка“. Почему?
Может быть, он уже успел вам нагрубить? Может быть, простите за эту
прямолинейность, вы, не зная еще его характера, сразу жесткой рукой решили
обуздать строптивого, а он свернулся, как ежик, и колется?
Сергей Павлович, пишите мне! Пишите обо всем, ведь каждое слово о нем — для меня
так важно. Спасибо вам за все, что вы делаете для нас.
А. Ковалева».
Боканов задумчиво сложил письмо. «Так вот почему он так побледнел, когда я в
спальне пригрозил написать матери. Любит ее и боится огорчить…»
Капитан посмотрел на часы. Было без двух минут пять.
* * *
— Товарищи офицеры! — громко произнес Русанов.
В комнату неторопливой походкой вошел генерал, сопровождаемый начальником
политотдела полковником Зориным и Ломжиным.
— Садитесь, садитесь! — сразу же разрешил генерал, может быть, потому избегавший
общего приветствия его, что хор получался нестройным: подводили вольнонаемные.
— Ну-с, начнем наш педсовет. С распорядком вы знакомы. Доклад «О воспитании
самостоятельности» сделает нам подполковник Русанов.
Русанов говорил тихим голосом, словно споря с самим собой, и в этом споре только
сейчас обнаруживая истину.
— Воспитанники выросли, а мы порой ретроградски цепляемся за приемы воспитания,
которыми пользовались почти два года назад, когда моим, например, было по
четырнадцать лет. Перед нами подросток чутко-самолюбивый, стремящийся определить
свое место в жизни, почувствовавший вдруг, что и он не малое значит, что и у
него должна быть своя точка зрения на все окружающее. Он утверждает свою
личность, свое право критики, подчас нагрубит, чтобы показать независимость. А
мы видим и этом только покушение на дисциплину — и караем.
«А ведь он прав, — подумал Боканов, — я и не пытался расположить Ковалева к
себе, сразу обрушил на него гнев и кару. Должно быть, действительно, тропку
искать придется», — вспомнил Сергей Павлович разговор с Веденкиным на новогоднем
балу.
— Подросток настороженно-вспыльчив, потому что ему то и дело мнится
посягательство на его, самостоятельность, на его «взрослость», он упрям, думая,
что в этом заключается сила характера… А мы стремимся во что бы то ни стало
сломить строптивость, подчинить его волю, навязать свою, обязательно свою, —
словно видим заслугу в умении обламывать ростки самобытности, подводить всех под
общий ранжир.
Майор Тутукин что-то записывал в блокнот, ожесточенно ломал графит, торопливо
затачивал его и снова ломал.
— И подросток замыкается, уходит в себя, а мы отрезаем себе путь к нему, потому
что, когда он нагрубил, сделал не так, как мы хотели, он становится нам
неприятен. Невольно поддаваясь этой неприязни, мы уже не в состоянии обуздать
свое самолюбие, оно берет верх над выдержкой и разумом воспитателя, и мы тоже
готовы вспылить, наказать, скрутить волю, не различая, где у воспитанника
истинные внутренние качества личности, а где — напускное.
Подполковник остановился, склонив к плечу морщинистое лицо, словно прислушивался
к сказанному:
— Наши старшие воспитанники должны пользоваться большим доверием, нежели сейчас,
подвергаться минимуму опеки. Требовательность ничего общего не имеет с
недоверием, подозрительностью. А у нас что получается? Всё команда да сигнал,
надзор да строгость. А мы должны внушить не страх, а стыд наказания.
Подполковник покосился на Тутукина, майор еще быстрее забегал карандашом по
бумаге.
— Да, да, стыд наказания! — решительно повторил Русанов и носовым платком
несколько раз осторожно прикоснулся к лицу, словно припудривая его.
— У закрытого учебного заведения есть свои уязвимые места — необходимость для
воспитанников «жить на людях», вечно на людях. А ему хочется побыть немного
одному или только с самым близким другом. Непрерывное пребывание в массе имеет
свои опасности — быстрое распространение дурных привычек. В обычной школе, если
у ученика произошла дома неприятность, он один мрачен и хмур. А у нас стоит
только одному понервничать, и нервозность лихорадит все отделение…
— Самостоятельность не воспитаешь, не зная внутреннего мира детей. А мы его
плохо знаем, совершенно недостаточно знаем! — словно сердясь, воскликнул
подполковник. — И почему? Думаю, потому, что иные из нас, сами того не замечая,
возводят между собой и детьми стену отчужденности, прикрываясь при этом
рассуждениями о субординации, об особенностях училищного режима. А мне подобные
рассуждения кажутся лишь лазейкой для тех, кто не желает обременять себя
кропотливым трудом. Конечно, приказывать да строго хмурить брови легче, чем
найти подступ к каждому из ребят…
Когда Русанов кончил, первым попросил слово Тутукин. Он торопливо подошел к
трибуне, на ходу бросив в зал громким голосом:
— Уважаемый подполковник Русанов… — обхватил обеими руками трибуну, остановился
на секунду, словно вбирая побольше воздуха, — сделал хороший доклад… Но я никак
не могу согласиться с его тезисом о скидке на возраст. Прочные основы армейской
дисциплины мы должны закладывать у воспитанников именно здесь. Психология
психологией, а попустительства нам никто не разрешит. Нет-с! Никто! Стыд
наказания? А откуда этот стыд возьмется? Ведь он — следствие воспитания! Само
наказание рождает стыд перед товарищами и перед самим собой. Они у нас слишком
заласканы: здесь — все для них, домой на каникулы приехали — с ними носятся: как
же! Ванечка на месяц приехал! На улице — всеобщее восхищение. И появляется
себялюбие. Заласканы! Строгости больше надо! Она — основа воспитательного
успеха!
Пот крупными градинами выступил у майора на высоком бугроватом лбу, очки
запотели, но он только набирал ораторскую силу.
— Как всегда, горячится, — тихо шепнул Зорин генералу, — и готов с водой
выплеснуть и ребенка.
Закончив свое выступление, Тутукин, не торопясь, сел на свое место рядом с
Русановым, и тот, приложив кончики пальцев к его груди, начал тихо убеждать:
— Но ты меня не понял, Владимир Иванович!
— Разрешите? — поднял руку Семен Герасимович.
Гаршев говорил так же, как и задачи решал, — увлекаясь и жестикулируя. Так и
казалось, сейчас возьмет мелок и начнет писать доказательство.
— Мы чрезмерно опекаем наших воспитанников, приучаем их к разжеванной кашице —
только глотай! И у них появляются иждивенческие настроения, юркая мыслишка, что,
мол, «преподаватели обязаны меня в следующий класс перевести, а то им самим от
генерала и Москвы попадет». Воспитанник поленивее не очень-то беспокоится о
невыполненном задании. Ведь учитель придет с ним дополнительно заниматься —
«вытянут!». А я с лентяями дополнительно не занимался и заниматься не буду! Ни
за что! — грозно сказал математик, и все улыбнулись.
— Другое дело — воспитанник болел или недопонимает… Тут и времени своего не жаль
потратить, даже приятно… И с отличниками позаниматься дополнительно я всегда
рад, А от лентяев нужно освобождаться! Есть тысячи достойных детей, жаждущих
попасть в Суворовское, и незачем нам нянчиться с бездельниками. Или вот —
подготовка уроков. Ведь мной из воспитанников и не старается напрячь мысль,
утрудить себя. Благо, есть добрые воспитатели, — сердобольные папаши, что
задачку за него решат. Это никуда не годится, товарищи! Этак мы безволие
насаждаем, а не сильный характер воспитываем.
Садясь на место, Гаршев достал было возбужденно кисет с табаком, но тотчас
испуганно спрятал его и стал слушать выступающего вслед за ним Боканова.
Боканов внутренне волновался. Ему и хотелось о многом сказать, как человеку,
«свежим глазом» увидевшему то, к чему другие, возможно, уже присмотрелись, — и
было немного неловко выступать: слишком еще незначительным казалось сделанное
самим.
— О своем опыте мне, товарищи, еще рано говорить, но я в последнее время ближе
познакомился с работой капитана Беседы и о ней-то хочу сказать несколько добрых
слов.
— «Ну, вот еще вздумал», — недовольно взглянул Беседа на Боканова и насупился.
— У капитана Беседы я часто бываю в отделении. Мне нравится, что как воспитатель
он идет вперед не вслепую, на ощупь, а продумывает путь и самую систему
воспитания.
«Хороша система, — злился про себя Беседа, — тринадцатилетнего мальчика
перебороть не могу».
— У него отделение складывается как коллектив с общими интересами. Здесь и
переписка с другим училищем и строительство авиамоделей и совместные прогулки.
Конечно, рано еще говорить, что коллектив создан, это дело не одного года, но
здоровый зародыш есть. В отделении Алексея Николаевича чувствуется
самостоятельность ребят. Он им доверяет и не ошибается в своих расчетах. Оки
сами себе и ботинки подберут, сами выстроятся. А ему только докладывают, —
выстроились, сменили ботинки… Сами полы в классе вымоют, парты вытрут, вешалку
сделают. Капитан Беседа раз в месяц проводит проверку состояния учебников, у
него даже есть «тетрадь сохранности имущества отделения», и в этой тетради
записаны поощрения и наказания. Загляните у него в любую парту — идеальный
порядок! Каждая разделена на две половины — в одной учебники, тетради, в другой
— нитки, иголки, пуговицы, игрушки. Правда, нашелся, один «аристократ духа» —
Авилкин, не захотел класс убирать. «У меня денщик — говорит, — будет». Нагорело
же ему от ребят за этого денщика! Воспитанник Голиков подошел к Авилкину,
оглядел с головы до лог и говорит: «Кто его знает, может быть, ты еще сам
денщиком будешь».
Все рассмеялись. Улыбался и Алексей Николаевич, глаза у него заблестели, как у
озорного мальчишки. Ему даже приятно становилось это неожиданное выступление
Боканова: оно было тем «взглядом со стороны», какой необходим в работе, чтобы
по-новому увидеть свое творение, иными глазами посмотреть на своих сынков.
Воспитатель обычно занят таким множеством на первый взгляд маловажных, обыденных
дел, столько тратит времени на мелочи, неизбежные в воспитательной работе, что
порой ему начинает казаться: он топчется на месте, идет по кругу повторных
усилий, однообразных и бесплодных.
В жизни каждого честного воспитателя бывают минуты малодушия, когда думается:
ничего не сделал, хоть, заново все начинай. Но проходят такие минуты, взор
проясняется, и опять видишь впереди сияющую цель, и трудный путь, и радующие
сердце всходы. Нет, недаром так часто и долго пропалывал ты эти всходы, изо дня
в день, из часа в час удалял, сорняк. Недаром! И возвращается бодрость, и с
новым упорством берешься ты за свое дело.
— Личность воспитанника, — продолжал Боканов, — не растворяется в коллективе,
возникающем у Беседы. «Я» здесь ревностно охраняется воспитателем. Эта личность,
со всеми присущими только ей одной особенностями, приобретает индивидуальную
окраску, развивает свои лучшие качества. Не солдатик, «артикулом
предусмотренный», а маленький Человек — со своими увлечениями, способностями,
характером, но — коллективист!
Боканов смущенно улыбнулся, почувствовал некоторую приподнятость последних слов
и, повернувшись к генералу, сказал, по армейской привычке:
— Я кончил.
Говорили еще многие офицеры — каждый делился своими мыслями, рассказывал о
поисках и сомнениях.
Как всегда, веселое оживление и насмешливые реплики вызвали замечание Стрепуха с
места. Он величественно поднялся, откинул небрежным жестом шевелюру и, по своему
обыкновению, некстати, Произнес:
— Основное, я считаю, — преподаватели должны осознавать всем существом ведущую
роль нас, воспитателей. — И сел.
Майор Веденкин отошел несколько в сторону от трибуны и оставался там до конца
выступления.
— Может быть, это звучит парадоксально, но труднее направлять развитие ребенка
среднего, незаметного, во всех отношениях внешне благополучного, чем
какого-нибудь «разбишаку»… У средненького недостатки спрятаны глубоко, изъяны
характера не бросаются в глаза, так как держится он в тени, прячется за спину
коллектива. И если мы, увлеченные перевоспитанием одного-двух явных нарушителей
порядка, не обратим во-время внимания на скрытые под внешней благовидностью
недостатки «благополучненького», недостатки эти через несколько лет могут
вырасти в пороки.
В четвертом отделении пятой роты есть воспитанник Дадико Мамуашвили —
дисциплинированный, старательный мальчик, как будто не внушающий опасений. Но
вот на днях я обнаружил у него ложное представление о товариществе.
Небезызвестный Павлик Авилкин опоздал из городского отпуска минут на двадцать,
но незаметно проскользнул на проходной и разделся в шинельной роты. Мамуашвили
знал об этом, однако, когда воспитатель при всех спросил его, опоздал ли Авилкин,
Дадико заявил, что собственными глазами видел, как тот пришел во-во-времяПозже
ложь обнаружилась. «Зачем же вы солгали?» — спросил я у Мамуашвили наедине.
«Суворов сказал: „сам погибай, а товарища выручай!.“» Оказывается, и Мамуашвили
нуждается в нашем неослабном присмотре. Увлекись мы перевоспитанием только
Каменюки да Авилкина, упусти из поля зрения «благополучного» Мамуашвили — и он
при таком понимании товарищеской солидарности совершит новые и новые нечестные
поступки. Мы должны воспитывать честность и самостоятельность характера. Дряблые
тихони мне, например, крайне несимпатичны…
Итог педсовету подвел генерал. Отшелушив случайное и приняв разумное, он облек
свое заключение в форму простых, но точных указаний, как следует работать
дальше.
— Наука воспитания, как и каждая наука, — говорил он медленно, словно
подчеркивая окончания фраз, — имеет свои законы… И чем лучше воспитатель знает
их, тем реже будет он ошибаться, тем удачнее осуществлять педагогическое
предвидение. Не ищите объяснения своим неудачам вне себя. Я плохо знаю
педагогику, но тридцать лет воспитываю солдат, и это, пожалуй, стоит
пединститута. Так вот, я уверен, самый «плохой» класс в руках мастеров
преображается, только надо вкладывать всю душу в работу, быть вдумчивее и
самокритичнее. Вы можете педантично исполнять предписания начальства, но если
действия ваши не согреты личной убежденностью, внутренней страстностью — вы все
же не будете иметь успеха. Этому ведь учил Ушинский? — повернулся Полуэктов к
Зорину, и тот утвердительно кивнул головой.
— Бесстрастный воспитатель опаснее искренне-заблуждающегося — он может погубить
любое живое дело. Я думаю, что такой искренне-заблуждающийся — капитан Беседа.
Капитан подал мне недавно рапорт. Он настаивает на исключении из училища
воспитанника Каменюки, замеченного в воровстве. Сколько лет этому «преступнику»,
товарищ капитан?
— Тринадцать.
— Ну вот, пожалуйста… Тринадцать лет, и вы его уже зачислили в неисправимые. Я
не верю, — с силой сказал генерал. — что коллектив офицеров почти в полтораста
человек не в состоянии перевоспитать тринадцатилетнего мальчика, даже самого
испорченного. Из Каменюки можно вырастить хорошего, волевого человека. У него
есть сила характера, и мы обязаны направить ее в нужную сторону. А вам, товарищ
Беседа, не к лицу опускать руки и слабодушничать. Поработайте с ним как следует!
Загляните в себя — всё ли сделали И вы увидите, что не все… Кстати, как у вас в
отделении с успеваемостью по русскому языку?
— Гораздо лучше. Только двое не успевают.
— Ну, вот видите, — словно в этом найдя подтверждение своей мысли, сказал
Полуэктов. Он хотел еще что-то добавить, но раздумал и только осуждающе
посмотрел на Беседу.
— Воспринимая все полезное, приемлемое для нас у старых кадетских корпусов, мы,
разумеется, не думаем их копировать, ибо содержание наших училищ, цели —
совершенно иные, это — учебные заведения нового типа: мы создаем советского
военного человека. Прав майор Тутукин: разумная строгость, воинский порядок
необходимы, но ошибочно будет свести дело только к этому, забывать, что мы для
детей — родители, дом, семья. Я позволю себе напомнить вам слова великого
учителя Ушинского: «В школе должны царствовать: серьезность, допускающая шутку,
но не превращающая учения в шутку, ласковость без приторности, справедливость
без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, а главное —
разумная деятельность».
Генерал сделал паузу и, пряча записную книжку, в которую заносил пометки, слушая
выступления, закончил:
— Дело наше благородное, новое, и надо собирать золотые крупинки опыта. Знание
только фактов бесцельно, если нет творческой переработки наблюдений жизни. Без
этого будет (как писал когда-то Драгомиров) лишь опытность мула принца Евгения,
который участвовал в десяти кампаниях, но не стал от этого сведущим в военном
деле. Разговоры о том, кто в училище центральная фигура: преподаватель или
воспитатель — схоластические, товарищ Стрепух. Не надо нам это местничество, не
к чему решать, кто в центре, кто на фланге, кто более ответственный, кто менее.
Делить нам нечего, цель у нас одна — подготовить сталинских офицеров, и ей
должны быть подчинены общие усилия.
|