|
|
ГЛАВА ХII
Рапорт генералу
— Садись, Кирюша, —
указал капитан Беседа Голикову на диван. — Расскажи подробнее, как исчезли твои
часы?
Голиков хлюпнул носом, — он никак еще не мог свыкнуться с мыслью, что утратил
подарок отца.
— Я уснул, — начал вспоминать Кирюша, — часы на руке были… забыл снять, —
схитрил он, не желая признаться, что не всегда снимал их, — утром встал — нет…
— Ты подозреваешь кого-нибудь? — неохотно спросил офицер.
— Н-нет, — отвел глаза в сторону Голиков. — Не знаю.
Больше, собственно, говорить было не о чем, и Беседа отпустил Кирюшу,
неопределенно уверив, что часы обнаружатся.
|
В этот же день, без вызова, к воспитателю пришел Павлик Авилкин. Зеленоватые
глаза его избегали прямого взгляда. Он боязливо косился на дверь, которую плотно
прикрыл, проскользнув в комнату.
— Товарищ капитан — зашептал он, — я в ту ночь проснулся… Смотрю, а Каменюка под
одеяло свое нырнул…
Беседа сурово остановил Авилкина:
— Почему же вы об этом не сказали в отделении?.. Не по-товарищески это, Павел!
— Я хотел как лучше, — забормотал он, — только, товарищ капитан, вы не говорите
никому, что я приходил… А то Каменюка жить мне не даст…
— Никогда не занимайтесь доносами на товарищей, — осуждающе отчеканил офицер. —
Имейте смелость при всех, в глаза виновнику сказать правду. Только так поступают
мужественные люди. Идите! — жестко приказал он.
Авилкин виновато поморгал, повернулся кругом, неуклюже качнувшись на правой
ноге, и его красновато-бронзовая голова исчезла за дверью.
Воспитатель долго ходил по комнате. В том, что преступление совершил Артем, он
теперь еще более уверился. Но стало вдвойне тяжело и неприятно от прихода
Авилкина. Удивительно, сколько хитрости может скрываться в этом рыжем мальчишке.
То на уроке естествознания притворяется, будто у него свернута шея («нервы
развинтились»), то обращается к командиру роты с просьбой выписать ему на каждое
утро по два куриных яйца («хочу, чтобы у меня был командный голос»), то
обвязывает себе голову бинтом, — решил отпускать шевелюру.
«Надо, — подумал капитан о Павле, — уделить ему больше внимания. Вытравить дрянь
из его натуры. И это не легче, чем перевоспитать Каменюку. Перевоспитать! —
горько усмехнулся он, — но разве не подвергаю я опасности все отделение,
оставляя в нем такого Каменюку? Разве гуманность состоит в том, чтобы из жалости
к одному приносить в жертву интересы двадцати трех? Ну, хорошо, самая передовая,
самая гуманная — советская — педагогика призывает: настойчиво, любовно и
самоотверженно преодолевать пережитки капитализма в сознании людей. Трудом, в
коллективе исправлять, казалось бы, неисправимых. Но если все испробовано, а
результаты неудовлетворительны, что делать тогда? Не требуют ли принципы этой же
гуманности и передовой педагогики спасать коллектив от разлагающего влияния
личности?» «Да, но все ли сделано? — протестовал чей-то голос. — И не ты ли
виноват, что не сумел двадцать три сделать сильнее одного, не сумел
перевоспитать тринадцатилетнего мальчишку?» «Все, все сделано! — твердо решил
он. — Каменюка пришел слишком морально запущенным. Мы пытались ему помочь,
испробовали все, что могли, и не вина наша, а горе, что не сумели добиться
успеха. Разве мало беседовал я с ним, журил и наказывал, убеждал и требовал?
Довольно! Всему есть предел, и портить отделение я никому не позволю!».
Беседа решительно подсел к столу и стал писать:
«Начальнику Суворовского Военного училища
гвардии генерал-майору т. ПОЛУЭКТОВУ
воспитателя 4-го отделения 5-й роты
капитана БЕСЕДЫ
РАПОРТ
Интересы воспитания отделения в
целом и даже роты требуют исключения воспитанника Каменюки Артема из училища.
Возможные в наших условиях меры воздействия на него исчерпаны.
Все худшее, чем наделяет улица беспризорных, настолько въелось в его натуру, что
я бессилен противодействовать Каменюке, а его дурной авторитет растет и
распространяется. Каменюку нужно перевоспитать трудом. Надо помочь ему
устроиться в ремесленное училище, пусть станет хорошим слесарем или
электромонтером…»
Капитан еще долго писал, перечисляя проступки Артема, доказывая необходимость
исключения из училища.
Закончив, промакнул лист и задумался. Все же на сердце было неспокойно. И
почему-то совестно. То ли потому, что расписался в своем бессилии, то ли потому,
что решил столкнуть Артема в ремесленное училище и этим как бы подчеркивал, там,
мол, и такой хорош, а вот нам не подходит. Но оставалась оправдательная лазейка:
«В ремесленном трудом перевоспитают». И капитан пошел к командиру роты, чтобы
передать через него рапорт генералу.
|