|
Куница и
лисёнок
(не басня, а
суворовская быль)
- У Жоры -
замечательная черта: он любит животных, птиц, любую живность, - делится,
рассказывая о своём муже-кадете, жена Виктория. – Это говорит о его душевной
доброте. А во время его учёбы в Краснодарском СВУ имела место вот такая
история… |
|
На втором году учёбы
(осенью 44-го), зная заботливое отношение Жоры к животным, преподаватель
естествознания Екатерина Михайловна Кочура подарила ему маленького лисёнка. С
ошейником и цепочкой. Откуда у неё оказался лисёнок – Жора не интересовался, всё
внимание он сразу перевёл на это милое рыженькое существо. Сразу появились
заботы: где и как кормить, где разместить. Ведь «живого уголка» в училище не
было.
А лиса – это не собака.
Мне сразу вспомнилось детство: как у моего соседа Вовки тоже оказался во дворе
лисёнок. Был он очень красивый, к нему сразу тянулась рука, чтобы погладить. Но
не тут-то было. Как только он видел протянутую к нему руку, сразу оскаливался
(видимо, на всякий случай) и тут же убегал в пустую собачью конуру – она была
для лисёнка единственным укрытием. Не будь ошейника с привязанной и закреплённой
к колу верёвкой, лисёнок сразу бы дал дёру. Казалось, он всего боялся и никому
не доверял. На контакт ни с кем не шёл. Одним словом, дикарь. В конце-концов он
перегрыз верёвку и убежал. Поэтому, как Жорику удалось найти общий язык с
подаренным лисёнком, представить мне трудно.
Но, по Жориному
рассказу, все возникавшие проблемы разрешались быстро. Лисёнок оказался очень
забавным малым и сразу же стал любимцем роты, каждый норовил с ним поиграть и
побаловать его.
Еду носила вся рота. Так что вскоре он полноправно «стал в строй» и во время
всех передвижений взвода и роты (а корпуса училища в городе Майкопе размещались
на значительном расстоянии друг от друга) гордо колесил в последней шеренге с
Жорой. Правда, на цепочке. Во время передвижений по улицам города лисий дух
сразу чуяли собаки, поэтому прохождение суворовской колонны всегда
сопровождалось собачим лаем.
В качестве ночного ложа
лисёнку отвели поддувало печки-голландки, стоявшей рядом с Жориной кроватью.
Здесь же, в спальном помещении, суворовцы прятали запасы еды для своего любимца.
Зачастую эти продукты, особенно - мясные, портились от времени, создавая
неприятный запах, и вынуждали командиров проводить «шмонт». А во время занятий
Жора привязывал лисёнка к батарее отопления. Можно себе представить, как это
животное вместе с суворовцами «постигало» знания. Лисёнок сразу начинал скулить
и метаться, на что тут же сочувственно реагировали суворовцы и… Само собой -
преподаватели. Начались жалобы, а для командиров – головная боль: как избавиться
от лисёнка? И как это сделать безболезненно для юных душ?
Вскоре командирами была
найдена кандидатура для передачи – старший преподаватель английского языка майор
Сватков Дмитрий Дмитриевич, снимавший жильё в частном доме с сараем рядом с
училищем. Наступила развязка двухмесячной истории с лисёнком. Командир роты
майор Фарфурак Григорий Иванович вызвал главного опекуна в канцелярию, где
красочно обрисовал очередные «безобразия» подопечного лисёнка и предложил
передать его на содержание другому человеку, имеющему для этого необходимые
условия. Например, майору Сваткову. Жоре ничего другого не оставалось, как
согласиться с предложением командира.
И не стало у Жоры забот
о лисёнке. И «шухарить» стало некому на занятиях. И жалобы преподавателей
прекратились…
И всё бы было хорошо,
если бы через некоторое время Жора не увидел на пальто хозяйки дома, у которой
проживал майор Сватков, лисий воротник. Лисёнкиного отсвета. Прагматичность
взрослых больно ударила по юной душе. «Зачем, зачем же так поступили с
лисёнком?!» - задавал себе вопросы Жора, не сдерживая слёз и не находя ответа. И
даже сейчас, на восьмом десятке лет, Георгий не может без сожаления вспоминать
эту историю. Ту детскую душевную боль и жалость к беззащитному лисёнку он пронёс
через всю свою жизнь.
- Когда я спросила
Жору, какой момент из суворовской жизни ему заполнился больше всего, то он мне
ответил: «История с лисёнком…» - закончила свой рассказ Виктория.
Вот ведь как бывает в
жизни: проходит человек среди красивых сияющих высоких гор, но, пройдя их, он
вспоминает только то, что задело его душу, что понятно сердцу и ближе его душе.
Порой – это только лишь росинка с переливом солнечного луча, отражённого от тех
же сияющих вершин.
- А ещё что тебе
заполнилось из суворовского? – спрашиваю Георгия.
- Спартакиада. Я был
участником 1-й спартакиады суворовских, нахимовских и артиллерийских
подготовительных училищ в Москве в июле 1949 года. Тогда я впервые оказался в
столице (никогда не думал, что затем полжизни проживу в этом городе), и она у
меня вызвала необыкновенные впечатления. В свободное от соревнований время нас
водили на экскурсии, мы посещали музеи и театры. А пропуском-удостоверением
участника спартакиады служил красочно оформленный раскрывающийся картонный
жетон: он у меня хранится и по сей день. На
|
спартакиаду прибыли
самые сильные, самые быстрее, самые ловкие, самые выносливые. Высокий дух
состязательности, желание отстоять честь своего родного училище и добиться
первенства в турнире – что может быть выше такого юношеского порыва! В
беге на 3000 метров мне досталось только девятое место (наш «кавказец»
Литвиненко занял второе место). Хотел бы заметить, что на |
|
спартакиаде команда нашего училища выступала в
прорезиненных тапочках, в то время как у других были «шиповки». Во время бега я
опасался «шиповок», боясь пораниться. Самой лучшей экипировка была у калининцев.
К этому времени (с февраля 1949 года) Калининское СВУ возглавлял наш бывший
начальник училища генерал Нерченко, но он нескрываемо «болел» за нас - за
училище, которое формировал и которому отдал пять лет своей жизни. И его
поддержка очень многое для нас значила. Само участие в спартакиаде окончательно
породнило меня со спортом, затянуло в его стихию. С этого времени я начал
регулярные тренировки на выносливость. Благо - условия училища позволяли этому
увлечению.
…Через шестнадцать лет
после выпуска Георгия из суворовского мне довелось учиться в Кавказском СВУ.
Огромная территория бывшего Владикавказского кадетского корпуса, изобиловавшая
спортивными снарядами, футбольным полем, игровыми площадками, спортивным залом,
зимним и летним плавательными бассейнами, не могла оставить в стороне от спорта
любого мальчишку. Умело поставленная спортивно-воспитательная работа делала
чудо. Практически каждый суворовец к концу учёбы в училище имел спортивный
разряд по какому-то виду спорта. Но сказать-написать так о Кавказском СВУ,
означает - сказать только наполовину. Потому что для кавказского кадета спорт
становился образом жизни. Помню, оказавшись на каникулах в родной станице, уже
на другой день я бежал в школу, где была единственная перекладина, и только
после нескольких упражнений, когда наступала физическая разрядка, успокаивался.
Георгия же увлекла лёгкая атлетика. Он слыл самым быстрым в училище, был
неоднократным призёром городских и республиканских соревнований, имел 1-й
спортивный разряд. И поэтому неспроста на почётном месте в его квартире
красуется суворовский портрет, на котором он заснят в традиционной училищной
спортивной майке с ромбом, внутри которого надпись «Кавказское Краснознамённое СОУ» (такую «уставную» майку суворовцы будут надевать вплоть до расформирования
училища, хотя оно и не будет офицерским), а ниже фотографии – «Чемпион училища в
беге на 800 метров 1951 года старший сержант КУНИЦА Георгий». Видимо, со
спортивного стенда содрал. А ещё есть и другая фотография - наградная, где он
заснят в спортивной форме на фоне спортивного городка, а на её обороте надпись
каллиграфическим почерком, удостоверенная училищной гербовой печатью:
«Воспитаннику Куница – чемпиону и рекордсмену училища 1948 года по группе «юноши
и старшие» в беге на 1000 метров (2 минуты и 59,4 секунды). Врид начальника
училища полковник Гутаров. Начальник физподготовки и спорта майор Певзнер.
19.11.48».
После суворовского
спорт надолго вошёл в повседневную потребность Георгия. И только случайная
серьёзная травма позвоночника во время полевых занятий с курсантами училища
имени Верховного Совета РСФСР (в то время подполковник Куница был преподавателем
кафедры тактики) заставила отойти от активного спорта. Впрочем, не только от
спорта - пришлось уволиться из армии по состоянию здоровья. Благо, была выслуга.
А служить довелось и на
Кубани (командиром взвода в горно-стрелковом полку), и на Камчатке (командиром
пулемётного взвода в полковой школе сержантов, командиром мотострелковой роты в
мотострелковом полку, адъютантом командира 13 АК), и в Северной Осетии
(заместителем командира мотострелкового батальона, командиром мотострелковой
роты). Затем – академия имени М.В.Фрунзе, а после неё – служба в МВО (вначале –
командиром учебного мотострелкового батальона, затем – офицером оперативного
управления и старшим офицером по театрам военных действий и, наконец, -
преподавателем училища).
Георгий –
первосуворовец 1950 года выпуска. Родился в станице Нововеличковской, что на
Кубани. Во время войны отец, будучи начальником политотдела 369-й стрелковой
дивизии, погиб подо Ржевом. Мать осталась с тремя малолетними детьми. До
определения в суворовское училище Жора успел поработать колхозным пастухом,
подмастерьем у сапожника, а затем и сам стал шить обувь. Узнав об открытии
суворовских училищ, старший брат отца отвёз своего племянника в Краснодар, где
Жоре пришлось сдавать экзамены по русскому языку и арифметике. Рассказывая про
своё поступление, Жора обратил внимание на то, что иногда в печати мелькают
высказывания, что экзамены первосуворовцы не сдавали. Нет, экзамены были. Но
результаты экзаменов были не определяющими. «Был конкурс детских судеб» - так
некогда высказался другой первосуворовец, и, пожалуй, это ближе всего к истине.
Мальчика зачислили в 1-ю роту, то есть в самую старшую (6-й класс), однако затем
эту ошибку пришлось исправлять дважды. Дело в том, что до суворовского Жора
учился в 4-м классе, поэтому его следовало бы и определить в этот класс. Но при
поступлении Жора «перестарался»: диктант написал на пятёрку (сказалась его
начитанность), а арифметику сдал на четвёрку («…списал у Рэма Сидорова»), вот и
выбился в лидеры. В дополнение «дяденьки» учли возраст – и зачислили в 6-й
класс. Вышло, что с 4-го класса его «перевели» сразу в 6-й. Конечно, мальчонка,
до этого не регулярно посещавший занятия в сельской школе, «не тянул».
Оставили в 6-м классе на второй год (стал суворовцем 2-й роты). И опять, как
оказалось, неудачно. Снова перевели на год младше (стал суворовцем 3-й роты). И
уж тогда учёба пошла по нормальному. Переводы из одной роты в другую, однако,
позволили ему ближе познакомиться с суворовцами этих рот. Потому-то и по сей
день он хорошо знает суворовцев этих трёх рот, так как учился с ними и со
многими дружил. Потому-то ему, как никому другому, и сейчас несложно определить,
кто заснят на фотографиях суворовских лет. К тому же, нужно отдать должное его
памяти, она до сих пор его не подводит.
1 ноября Георгию
Куница, бывшему вице-сержанту – командиру суворовского отделения, а затем
старшине по воинскому званию и по должности от курсантской роты ККСОУ,
исполняется 80 лет. Прими, Георгий, от суворовцев наши искренние поздравления с
юбилеем и самые добрые пожелания!
На снимках:
фотография Георгия Куница со спортивного стенда ККСОУ; фото свёрнутого и
развёрнутого жетона участника 1-й Спартакиады суворовских, нахимовских и
артиллерийских подготовительных училищ; Георгий и его супруга Виктория во время
ежегодной клубной встречи 22 декабря 2007 года. Фото из архива Г.Куница
и Ю.Рудика
"Кадетское братство", №
10, октябрь 2009 года
|