Куница и лисёнок

(не басня, а суворовская быль)

 

- У Жоры - замечательная черта: он любит животных, птиц, любую живность, - делится, рассказывая о своём муже-кадете, жена Виктория. – Это говорит о его душевной доброте. А во время его учёбы в Краснодарском СВУ имела место вот такая история…

Фотография Георгия Куница со спортивного стенда ККСОУ

На втором году учёбы (осенью 44-го), зная заботливое отношение Жоры к животным, преподаватель естествознания  Екатерина Михайловна Кочура подарила ему маленького лисёнка. С ошейником и цепочкой. Откуда у неё оказался лисёнок – Жора не интересовался, всё внимание он сразу перевёл на это милое рыженькое существо. Сразу появились заботы: где и как кормить, где разместить. Ведь «живого уголка» в училище не было.

А лиса – это не собака. Мне сразу вспомнилось детство: как у моего соседа Вовки тоже оказался во дворе лисёнок. Был он очень красивый, к нему сразу тянулась рука, чтобы погладить. Но не тут-то было. Как только он видел протянутую к нему руку, сразу оскаливался (видимо, на всякий случай) и тут же убегал в пустую собачью конуру – она была для лисёнка единственным укрытием. Не будь ошейника с привязанной и закреплённой к колу  верёвкой, лисёнок сразу бы дал дёру. Казалось, он всего боялся и никому не доверял. На контакт ни с кем не шёл. Одним словом, дикарь. В конце-концов он перегрыз верёвку и убежал. Поэтому, как Жорику удалось найти общий язык с подаренным лисёнком, представить мне трудно.

Но, по Жориному рассказу,  все возникавшие проблемы разрешались быстро. Лисёнок оказался очень забавным малым и сразу же стал любимцем роты, каждый норовил с ним поиграть и побаловать его. Еду носила вся рота. Так что вскоре он полноправно «стал в строй» и во время всех передвижений взвода и роты (а корпуса училища в городе Майкопе размещались на значительном расстоянии друг от друга) гордо колесил в последней шеренге с Жорой. Правда, на цепочке. Во время  передвижений по улицам города лисий дух сразу чуяли собаки,  поэтому прохождение суворовской колонны всегда сопровождалось собачим лаем.

В качестве ночного ложа лисёнку отвели поддувало печки-голландки, стоявшей рядом с Жориной кроватью. Здесь же, в спальном помещении, суворовцы прятали запасы еды для своего любимца. Зачастую эти продукты, особенно - мясные, портились от времени, создавая неприятный запах, и вынуждали командиров проводить «шмонт».  А во время занятий Жора  привязывал лисёнка к батарее отопления. Можно себе представить, как это животное вместе с суворовцами «постигало» знания. Лисёнок сразу начинал скулить и метаться, на что тут же сочувственно реагировали суворовцы и… Само собой - преподаватели. Начались жалобы, а для командиров – головная боль: как избавиться от лисёнка? И как это сделать безболезненно для юных душ?

Вскоре командирами была найдена кандидатура для передачи – старший преподаватель английского языка майор Сватков Дмитрий Дмитриевич, снимавший жильё в частном доме с сараем рядом с училищем. Наступила развязка двухмесячной истории с лисёнком. Командир роты майор Фарфурак Григорий Иванович вызвал главного опекуна в канцелярию, где красочно обрисовал очередные «безобразия» подопечного лисёнка и предложил передать его на содержание другому человеку, имеющему для этого необходимые условия. Например, майору Сваткову. Жоре ничего другого не оставалось, как согласиться с предложением командира.

И не стало у Жоры забот о лисёнке. И «шухарить» стало некому на занятиях. И жалобы преподавателей прекратились…

И всё бы было хорошо, если бы через некоторое время Жора не увидел на пальто хозяйки дома, у которой проживал майор Сватков, лисий воротник. Лисёнкиного отсвета. Прагматичность взрослых больно ударила по юной душе. «Зачем, зачем же так поступили с лисёнком?!» - задавал себе вопросы Жора, не сдерживая слёз и не находя ответа. И даже сейчас, на восьмом десятке лет, Георгий не может без сожаления вспоминать эту историю. Ту детскую душевную боль и жалость к беззащитному лисёнку он пронёс через всю свою жизнь.

- Когда я спросила Жору, какой момент из суворовской жизни ему заполнился больше всего, то он мне ответил: «История с лисёнком…» - закончила свой рассказ Виктория.

Вот ведь как бывает в жизни: проходит человек среди красивых сияющих высоких гор, но, пройдя их, он вспоминает только то, что задело его душу, что понятно сердцу и ближе его душе. Порой – это только лишь росинка с переливом  солнечного луча, отражённого от тех же сияющих вершин.

 

- А ещё что тебе заполнилось из суворовского? – спрашиваю Георгия.

- Спартакиада. Я был участником 1-й спартакиады суворовских, нахимовских и артиллерийских подготовительных училищ в Москве в июле 1949 года. Тогда  я впервые оказался в столице (никогда не думал, что затем полжизни  проживу в этом городе), и она у меня вызвала необыкновенные впечатления. В свободное от соревнований время нас водили на экскурсии, мы посещали музеи и театры. А пропуском-удостоверением участника спартакиады служил красочно оформленный раскрывающийся картонный жетон: он у меня хранится и по сей день. На

Свёрнутый жетон участника 1-й Спартакиады суворовских, нахимовских и артиллерийских подготовительных училищ

спартакиаду прибыли самые сильные, самые быстрее, самые ловкие, самые выносливые. Высокий дух состязательности, желание отстоять честь своего родного училище и добиться первенства в турнире – что может быть выше такого юношеского порыва! В беге на 3000 метров мне досталось только девятое место (наш «кавказец» Литвиненко занял второе место). Хотел бы заметить, что на

Развёрнутый жетон участника 1-й Спартакиады суворовских, нахимовских и артиллерийских подготовительных училищ

спартакиаде команда нашего училища выступала в прорезиненных тапочках, в то время как у других были «шиповки». Во время бега я опасался «шиповок», боясь пораниться. Самой лучшей экипировка была у калининцев. К этому времени (с февраля 1949 года) Калининское СВУ возглавлял наш бывший начальник училища генерал Нерченко, но он нескрываемо «болел» за нас - за училище, которое формировал и которому отдал пять лет своей жизни.  И его поддержка очень многое для нас значила. Само участие в спартакиаде окончательно породнило меня со спортом, затянуло в его стихию. С этого времени я начал регулярные тренировки на выносливость. Благо - условия училища позволяли этому увлечению.

…Через шестнадцать лет после выпуска Георгия из суворовского мне довелось учиться в Кавказском СВУ. Огромная территория бывшего Владикавказского кадетского корпуса, изобиловавшая спортивными снарядами, футбольным полем, игровыми площадками, спортивным залом, зимним и летним плавательными бассейнами, не могла оставить в стороне от спорта любого мальчишку. Умело поставленная спортивно-воспитательная работа делала чудо. Практически каждый суворовец к концу учёбы в училище имел спортивный разряд по какому-то виду спорта. Но сказать-написать так о Кавказском СВУ, означает - сказать только наполовину. Потому что для кавказского кадета спорт становился  образом жизни. Помню, оказавшись на каникулах в родной станице, уже на другой день я бежал в школу, где была единственная перекладина, и только после нескольких упражнений, когда наступала физическая разрядка, успокаивался.

Георгия же увлекла лёгкая атлетика.  Он слыл самым быстрым  в училище, был неоднократным призёром городских и республиканских соревнований, имел 1-й спортивный разряд. И поэтому неспроста на почётном месте в его квартире красуется  суворовский портрет, на котором он заснят в традиционной училищной спортивной майке с ромбом, внутри которого надпись «Кавказское Краснознамённое СОУ» (такую «уставную» майку суворовцы будут надевать вплоть до расформирования училища, хотя оно и не будет офицерским), а ниже фотографии – «Чемпион училища в беге на 800 метров 1951 года старший сержант КУНИЦА Георгий». Видимо, со спортивного стенда содрал. А ещё есть и другая фотография - наградная, где он заснят в спортивной форме на фоне спортивного городка, а на её обороте надпись каллиграфическим почерком, удостоверенная училищной гербовой печатью: «Воспитаннику Куница – чемпиону и рекордсмену училища 1948 года по группе «юноши и старшие» в беге на 1000 метров (2 минуты и 59,4 секунды). Врид начальника училища полковник Гутаров. Начальник физподготовки и спорта майор Певзнер. 19.11.48».

После суворовского спорт надолго вошёл в повседневную потребность Георгия. И только случайная серьёзная травма позвоночника во время полевых занятий с курсантами училища имени Верховного Совета РСФСР (в то время подполковник Куница был преподавателем кафедры тактики) заставила отойти от активного спорта. Впрочем, не только от спорта - пришлось уволиться из армии по состоянию здоровья. Благо, была выслуга.

А служить довелось и на Кубани (командиром взвода в горно-стрелковом полку), и на Камчатке (командиром пулемётного взвода в  полковой школе сержантов, командиром мотострелковой роты в мотострелковом полку, адъютантом командира 13 АК), и в Северной Осетии (заместителем командира мотострелкового батальона, командиром мотострелковой роты). Затем – академия имени М.В.Фрунзе, а после неё – служба в МВО (вначале – командиром учебного мотострелкового батальона, затем – офицером оперативного управления и старшим офицером по театрам военных действий и,  наконец, - преподавателем училища).

Георгий – первосуворовец 1950 года выпуска. Родился в станице Нововеличковской, что на Кубани. Во время войны отец, будучи начальником политотдела 369-й стрелковой дивизии, погиб подо Ржевом. Мать осталась с тремя малолетними детьми. До определения в суворовское училище Жора успел поработать колхозным пастухом, подмастерьем у сапожника, а затем и сам стал шить обувь. Узнав об открытии суворовских училищ, старший брат отца отвёз своего племянника в Краснодар, где Жоре пришлось сдавать экзамены по русскому языку и арифметике. Рассказывая про своё поступление, Жора обратил внимание на то, что иногда в печати мелькают высказывания, что экзамены первосуворовцы не сдавали. Нет, экзамены были. Но результаты экзаменов были не определяющими. «Был конкурс детских судеб» - так некогда высказался другой первосуворовец, и, пожалуй, это ближе всего к истине. Мальчика зачислили в 1-ю роту, то есть в самую старшую (6-й класс), однако затем эту ошибку пришлось исправлять дважды. Дело в том, что до суворовского Жора учился в 4-м классе, поэтому его следовало бы и определить в этот класс. Но при поступлении Жора «перестарался»: диктант написал на пятёрку (сказалась его начитанность), а арифметику сдал на четвёрку («…списал у Рэма Сидорова»), вот и выбился в лидеры. В дополнение «дяденьки» учли возраст – и зачислили в 6-й класс. Вышло, что с 4-го класса его «перевели» сразу в 6-й. Конечно, мальчонка, до этого не регулярно посещавший занятия  в сельской школе,  «не тянул». Оставили в 6-м классе на второй год (стал суворовцем 2-й роты).  И опять, как оказалось, неудачно. Снова перевели на год младше (стал суворовцем 3-й роты). И уж тогда учёба пошла по нормальному. Переводы из одной роты в другую, однако, позволили ему ближе познакомиться с суворовцами этих  рот. Потому-то и по сей день он хорошо знает суворовцев этих трёх рот, так как  учился с ними и со многими дружил. Потому-то ему, как никому другому, и сейчас несложно определить, кто заснят на фотографиях суворовских лет. К тому же, нужно отдать должное его памяти, она до сих пор его не подводит.

Георгий Куница и его верная супруга Виктория во время ежегодной клубной встречи 22 декабря 2007 года

1 ноября Георгию Куница, бывшему вице-сержанту – командиру суворовского отделения, а затем старшине по воинскому званию и по должности от курсантской роты ККСОУ, исполняется 80 лет. Прими, Георгий, от суворовцев наши искренние поздравления с юбилеем и самые добрые пожелания! 

На снимках: фотография Георгия Куница со спортивного стенда ККСОУ; фото свёрнутого и развёрнутого жетона участника 1-й Спартакиады суворовских, нахимовских и артиллерийских подготовительных училищ; Георгий и его супруга Виктория во время ежегодной клубной встречи 22 декабря 2007 года. Фото из архива Г.Куница и Ю.Рудика

"Кадетское братство", № 10, октябрь 2009 года

 

 

Hosted by uCoz