|
4 ноября 2010
года, в День народного единства, после окончания молебна по освящению
отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне
Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с
Первосвятительским словом.
Слушая его
речь, обратил внимание на то, что Патриарх чётко выразил мои
мысли-суждения о природе и
путях единения (единства) как всего народа, так и составляющих его сообществ.
Того самого единства, которого так не достаёт в нашем кадетском сообществе.
Патриарх
сказал:
«… Что такое
единство? Почему один человек должен быть с другим человеком? Каждый знает,
насколько это непросто. Как непросто быть в единстве даже с людьми, которых ты
любишь, — в одной семье, в одном трудовом коллективе, так же трудно обрести
единство в масштабах страны, в которой представлено множество этносов, религий,
культур, мировоззрений.
Как вообще
возникает единство? Оно возникает тогда, когда перед людьми стоят общие цели,
когда этих целей не достичь в одиночку. Вот тогда люди и объединяются. Для
решения небольших целей создаются небольшие коллективы, а для решения
глобальных, огромных целей должна объединиться страна, должны объединиться
народы.
Так и
произошло — и в то время, когда страна наша сбрасывала иго иноземных
захватчиков, завершая тем самым эпоху Смутного времени; и тогда, когда народы,
объединившись, освободили в 1945 году мир от страшной угрозы. Сегодня Отечество
наше тоже нуждается в единстве народа и в способности людей к солидарному
действию. Самые замечательные проекты, самые замечательные идеи и самые
правильные законы неспособны объединить людей. Нужна идея, понятная и доходчивая
для всех, захватывающая каждого человека, чтобы ради достижения этой идеи мы
протягивали друг другу руки, чтобы ради достижения этих идей преодолевались все
наши человеческие противоречия — культурные, национальные, религиозные,
мировоззренческие.
Я глубоко
убежден в том, что сегодня наша страна вошла в чрезвычайно важный этап своего
исторического развития. Сегодня у нас есть возможность достичь того, чего мы
никогда не могли достичь в прошлом, — сделать страну нашу процветающей, мирной,
благополучной, духовно сильной. Ради этой цели, ради высшей цели процветания
Отечества мы и должны сегодня быть вместе, мы должны быть способны к солидарному
действию, мы должны находить в себе мужество, преодолевая разногласия и
разномыслия, устремляться к достижению общих целей.
Мы освятили
образ святителя и чудотворца Николая, который был некогда осквернен и поруган.
Осквернение и воссоздание этого образа — тоже некий символ преодоления
исторических разделений. Разделения, которые сегодня остаются в нашем обществе,
— они ведь не сегодня возникли, они пришли из прошлого. Потому, когда мы говорим
об объединении людей, мы говорим о примирении поколений, о примирении всех тех,
кто был разделен в прошлом, но которые приносят и в нынешнее поколение печать
разделений. Будем молиться святителю и чудотворцу Николаю, чтобы великий Божий
угодник, который ныне обновил свой лик на Никольской башне Московского Кремля,
был нашим помощником и покровителем. Святитель Николай был образом кротости, как
говорит о том молитва; но в руках этого кроткого угодника мы видим меч, что
свидетельствует о том, что и кротостью, и человеческой силой должны
осуществляться и реализовываться великие цели.
Пусть по
молитвам святителя и чудотворца Николая Господь хранит нашу страну от внешнего
врага. Пусть по молитвам угодника Божиего соединяется наш народ в единой,
сильной и дружной общине, способной решать те задачи, которые сегодня стоят
перед нашим народом. Пусть Господь хранит град наш Москву и всю землю Русскую.
Аминь.»
Если бы перед
Патриархом Кириллом находилась «расколотая» кадетская аудитория, то он, как я
представляю, сказал бы следующее:
Уважаемые кадеты!
Что такое единство кадет? Почему один кадет
должен быть в единстве с другим кадетом? Каждый знает, насколько это непросто.
Как непросто быть в единстве даже с людьми, которых ты любишь, — в одной семье,
в одном трудовом коллективе, в одной кадетской организации, так же трудно
обрести единство в масштабах страны, в которой представлено множество этносов,
религий, культур, мировоззрений, сообществ.
Как вообще возникает единство кадет? Оно
возникает тогда, когда перед кадетами стоят общие цели, когда этих целей не
достичь в одиночку. Вот тогда кадеты и
объединяются. Для решения небольших целей создаются небольшие кадетские
сообщества, а для решения глобальных, огромных целей должны объединиться все
кадеты страны. И не только одной страны, но и в целом всего мира.
Так и произошло в то время, когда русские кадеты
Зарубежья после выпуска из кадетских корпусов оказались один на один со своими
проблемами, а первые объединения кадет помогли им в решении общих задач.
Сегодня наше Отечество нуждается в единстве
всего российского народа, в способности его к солидарному действию. Единство
нужно также и сообществам кадет - передовых граждан страны. Но
самые замечательные проекты, самые замечательные идеи и самые правильные законы
не способны объединить кадет. Нужна идея, понятная и доходчивая для всех кадет,
захватывающая каждого кадета, чтобы ради достижения этой идеи вы протягивали
друг другу руки, чтобы ради достижения этих идей преодолевались все ваши
человеческие противоречия — культурные, национальные, религиозные,
мировоззренческие.
Я глубоко убежден в том, что сегодня наша страна
вошла в чрезвычайно важный этап своего исторического развития. Сегодня у нас
есть возможность достичь того, чего мы никогда не могли достичь в прошлом, —
сделать страну нашу процветающей, мирной, благополучной, духовно сильной. Ради
этой цели, ради высшей цели процветания Отечества мы (в том числе и вы –
кадеты), должны сегодня быть вместе, мы должны быть способны к солидарному
действию, мы должны находить в себе мужество, преодолевая разногласия и
разномыслия, устремляться к достижению общих целей.
Когда мы говорим об объединении людей, мы говорим
о примирении поколений, о примирении всех тех, кто был разделен в прошлом, но
которые приносят и в нынешнее поколение печать разделений. Будем молиться
святителю и чудотворцу Николаю, чтобы великий Божий угодник, который ныне
обновил свой лик на Никольской башне Московского Кремля, был нашим помощником и
покровителем. Святитель Николай был образом кротости, как говорит о том молитва;
но в руках этого кроткого угодника мы видим меч, что свидетельствует о том, что
и кротостью, и человеческой силой должны осуществляться и реализовываться
великие цели.
Пусть по молитвам святителя и чудотворца Николая
Господь хранит нашу страну от внешнего врага. Пусть по молитвам угодника Божиего
соединяются все кадеты и весь наш народ в единой, сильной и дружной общине,
способной решать те задачи, которые сегодня стоят перед нашим народом. Пусть
Господь хранит град наш Москву и всю землю Русскую. Аминь.
Фото пресс-службы Патриарха
Московского и всея Руси
|