|
Мой низкий поклон вершителям
сиротских судеб
|
Всмотрись, читатель, в эти
фотографии. Между ними - полвека человеческой жизни. На правой - суворовец с
пытливым взглядом (снимок 1946 года). Глаза как бы пытаются спросить: а что
там у меня впереди? На другой (снимок 1996 года) - взгляд уравновешанного,
уже подусталого подполковника в отставке, глядящего на выпавшую судьбу с
вершины прожитой жизни... |
|
Этого человека знает
практически каждый сотрудник Ростовского государственного строительного
университета. 16 последних лет проработал он в этом учебном заведении на
должности начальника режимно-секретного отдела университета. Представляю: Иван
Дмитриевич Цапко. Родился в 1930 году в селе Благодатном Ставропольского края.
Первосуворовец. После окончания в 1950 году Ставропольского суворовского
военного училища продолжил обучение в Кавказском суворовском офицерском училище
(его «однокашник» - Виктор Скоков, который со временем будет командовать
Северо-Кавказским, а затем Прикарпатским военными округами и дослужится до
звания генерал-полковника). Офицерскую службу лейтенант Цапко начал в должности
командира учебного мотострелкового взвода, затем был секретарём комитета ВЛКСМ
мотострелковой части в городе Грозном. В 1957 году переведён в органы военной
контрразведки. Окончил Высшую школу КГБ СССР. О том, где служил, чем занимался
– обычно люди этой профессии умалчивают. Не буду и я «мучить» Ивана своими
вопросами. Добавлю только, что в 1983 году он уволился в отставку с должности
заместителя начальника подразделения Особого отдела КГБ по Северо-Кавказскому
военному округу. О своём военном детстве он рассказывает:
- Сегодня никого не удивишь
печальной информацией о детской беспризорности. И только в последнее время
руководство страны обратило внимание на эту проблему. А мне вспоминаются другие
времена, когда нашему народу было несравненно тяжелее, но государство в два
счёта смогло разрешить подобную проблему. И я об этом знаю не понаслышке.
Начало 1943 года. Ставрополье,
только что освобождённое от немецких оккупантов. Пришла «похоронка» на отца,
погибшего на Миус-фронте. Ещё раньше умерла мать. В 13 лет я остался сиротой.
Однажды кто-то из односельчан
посоветовал: «Иван, пропадёшь один, тебе надо в суворовское училище». А что это
такое, куда обращаться – никто не знает. Знали только, что вышло постановление
правительства об организации девяти суворовских училищ по типу старых кадетских
корпусов. Решили, что надо обращаться в военкомат, который находился в
райцентре, в восемнадцати километрах от нашего села.
Пошёл туда пешком, один. Вид у
меня был неказистый: худой, грязный, босой мальчишка. К полудню добрался,
поднялся на крыльцо военкомата и просидел до вечера: боялся зайти. В конце
рабочего дня, когда сотрудники военкомата начали расходиться по домам, один из
военных обратил на меня внимание: «Мальчик, кого ты ждёшь?» Узнав, что я хочу
поступить в суворовское училище, подробно расспросил: кто я, откуда, где мои
родители. Потом военком (а мне повезло – это был он) сказал: «Жаль, парень, но
ты опоздал. Все документы на кандидатов согласно разнарядке уже оформлены и
отправлены в Ставропольское училище». Постоял, задумавшись, и говорит: «Что же
мне с тобой делать?» А потом – решительно: «Пойдём со мной!»
Перешли мы с ним улицу и вошли в
большое здание райкома партии: направились к секретарю. Военком доложил суть
дела, спросил, что можно предпринять. Посоветовавшись, они решили: «Отправим
документы на этого паренька, авось повезёт».
Задаю себе вопрос: разве сейчас
военком стал бы заниматься сиротской судьбою? Наверняка, нет. Мир словно
перевернулся. Жалость, сострадание, добродетель, помощь бессильному человеку
сменились другими нечеловеческими понятиями. А тогда военком нашёл для меня
время, и не только время. Он определил мою дальнейшую судьбу.
Меня отправили домой, приказали
ждать. Только месяца через три пришла повестка – «прибыть».
Я, как настоящий колхозник
(трудился в поле почти три года) обратился к бригадиру: «Давай транспорт, иду в
армию». Он выделил бедарку, а кучером – такого же паренька, как и я. Приехали
мы в райцентр, а военкомат закрыт. Что делать, не возвращаться же назад! Уехал
мой «экипаж», а я остался один в чужом селе и принялся искать ночлег. Просился к
людям переночевать – отказали; больше спрашивать не стал. Иду по селу,
оборванный (а на дворе – ноябрь), за спиной сума.
И вдруг дети, игравшие на улице,
увидели меня и начали кричать: «Старец идёт!» По-нашему «старец» - значит
«нищий». Стыдно и больно до слёз от этих слов. Приютили меня в том же райкоме:
уборщица открыла один из кабинетов, и я переночевал на чёрном дерматиновом
диване.
Утром военкомат выделил подводу,
сопровождающий офицер укрыл нас чем-то тёплым, и мы (со мною также ехал
поступать в училище мальчик года на три младше меня со своей матерью)
отправились в Ставрополь. Был сильный мороз, выпало много снега, на обочинах мы
видели людей, замерзших в сугробах.
Как избавление, спасение от горя
и бедствий восприняли мы то, что оказались в стенах училища, под защитой
государства.
Мои знания были оценены как
неудовлетворительные – ведь я уже два года не посещал школу. Но, тем не менее,
обратно на улицу меня не отправили – просто определили классом ниже. Через два
года я стал круглым отличником.
Семилетняя учёба была трудной,
уклад жизни – армейским. Но система обучения была, на мой взгляд, правильной и
себя оправдала. Армия получила достойное пополнение.
Мы гордимся званием суворовца,
храним традиции суворовского товарищества, ежегодно проводим встречи. Среди
бывших суворовцев много замечательных личностей: видные военачальники, деятели
науки и искусства, известные всему миру космонавты и спортсмены.
Вспоминая годы обучения в
суворовском училище, я каждый раз думаю о том, каким мудрым, дальновидным и
человечным было наше старшее военное поколение, которое, воюя и погибая, думало
о будущем, стараясь сохранить и сберечь детей, оставить себе замену.
Мой низкий поклон им –
вершителям сиротских судеб, нашим учителям и воспитателям.
Рассказ записал Юрий Рудик
|