Летников Юрий
(НчСВУ-1949)
Уроки Бориса Изюмского
Константин
Михайлович Симонов, который, кстати сказать, был любимым писателем Бориса
Васильевича Изюмского и многих моих товарищей - воспитанников Новочеркасского
суворовского военного училища, писал: "...человек, который берется за
воспоминания, обычно пишет их потому, что он любил и ценил того, о ком он пишет,
и ему хочется сказать об ушедшем добрые, хорошие слова."
Я давно
мечтаю написать очерк о моем Учителе и друге, да всё как-то смущался, что
получится либо поминальник, либо панигирик и тут, кстати, пришлись слова
Константина Симонова. В суворовском училище Изюмского многие мальчишки не
принимали, не любили за его строгость и принципиальность. Но, смею сказать,
многие именно этому учились у него. Жизнь не очень баловала Изюмского. Был он
и грузчиком, и токарем на заводе, был учителем и офицером, и от всех этих
профессий что-то отложилось в нем: он, как грузчик, не страшился тяжелого труда,
нёс свою ношу; словно токарь, оттачивал каждую фразу, шлифовал каждое слово; не
даром почти все его исторические повести включены в школьную программу
внеклассного чтения, а повести "Алые погоны" и "Призвание" стали учебным
пособием для учителей и воспитателей суворовских училищ.
СТРОКИ
ИЗ ПИСЕМ Б.В. ИЗЮМСКОГО
20 февраля
1964г.
Роман пишу
о семейных отношениях нашего времени. Он - окончание "Моря..." ("Море для
смелых"- Ю.Л.), но и самостоятелен. Работы над ним ещё, ой, как много! Если
буду "мамаевцем", к концу этого года завершу. А фон: Большая Химия
(герои сопричастны к ней). Но здесь я вовсе не конъюнктурю (ведь "Море..." начал
писать 7 лет назад и в нем тоже - люди и химия. Просто я "попал в кон".
21 октября
1967г.
...Часто
вспоминаю свои тбилисские золотые денечки – до чего же они были хороши! И вы их
украсили гостеприимством, душевностью, теплотой... В ваш дом я привезу первую
редакцию книги, которую хочу назвать – «Любовь, пережитая для нас». Дай, Бог и
Жизнь, вам здоровья и счастья!
Разбираюсь
в материале, собранном в Тбилиси, кое-что подчитываю ещё. Числа 10 ноября засяду
за набросок черновика. Очень благодарен тебе за участие и помощь. В порядке
хвастовства посылаю рецензию на "Соляной шлях".
8 августа
1967г.
Я не теряю
надежду в начале сентября приехать в Тбилиси. Прошу (не в службу, а в дружбу) -
дай заявку в библиографический отдел Центральной русской библиотеки Тбилиси,
чтобы они мне подобрали литературу о Нине Чавчавадзе (Грибоедовой).
Ноябрь
1967г.
У меня в
кабинете на самом видном месте: портреты Нины, каштан и веточка самшита из
Цинандали. Работаю часов по 9-11 в день. С нежностью вспоминаю обо всех вас, о
Грузии, у которой в долгу...
Музей
литературы прислал фотокопии с портретов Нины, а моя добровольная помощница
Тамара - чудесное письмо. Ну, как после этого плохо писать!
1 декабря
1967г.
Я сейчас в
"сердечном" санатории, мне дали отдельную комнату и я могу совмещать лечение с
работой. Хочу привезти вам зимой первые главы о Нине. Её портрет на моем
столе, а сама она в моем, увы, стенакардическом сердце.
Декабрь
1967г.
Мои
дорогие! Весь без остатка влез в новый роман. Уже написал 4 главы (из 15) и, по
крайней мере, мне так кажется, Нина задышала. Пробуду в санатории до 26
декабря, затем месяц поработаю дома и, в феврале или начале марта, выеду в
Тбилиси, на уточнения...
Январь 1968
г.
Числа 15
февраля приезжаю к вам в Тбилиси недели на две... Ты уж прости, что я
обременяю тебя просьбами - потрудись для Нины.
Дел у меня
в Тбилиси много (на киностудии просмотреть документальный фильм о Нине;
встретиться с художниками; дочитать кое-что в библиотеке; дать рукопись на
чтение вам и ученым; возможно, съездить в Зугдиди и т.д. и т.д.).
От вас уеду
на отдых в Баку (покопаюсь в тамошних библиотеках, нужен материал о Персии
начала XIX века).
Р.S.
"Отчима" днями вышлю или привезу. Ух, как я соскучился по Тифлису!
13 марта
1968 г.
В Баку я
обнаружил книги, абсолютно необходимые мне (о Персии). Сдал на машинку 70(!)
страниц романа. Готовлю к печати книгу новелл. Из Москвы пришла вёрстка
«Соляного шляха». В общем - закружился!
Послал
книги батоно Роберту. Хорошие они ребята!
Я сейчас в
Шахтах, постараюсь разыскать нашего Курганского (он кандидат наук и работает
здесь в филиале политехнического института г. Новочеркасска).
5 августа
1968г.
Месяц, что
жили в Переделкине, шли непрерывные дожди, мы вымокли и не просохли. С горя я
работаю и Нина меня успокоила.
В сентябре
думаю приехать к вам - будете ли вы в Тбилиси?
Вчера меня
разыскал Евгений Кузнецов (подполковник, слушатель академии Генштаба). 12
октября обещает не только сам приехать, но и привезти с собой Вен(иамина)
Кузнецова и Димитрова и еще нескольким офицерам-суворовцам сообщить о
встрече. Эх, нужен был бы офицер-организатор на Донской земле. Ну, я в сентябре
пойду еще в Политуправление, съезжу в Новочеркасский ГК партии, но не достает
звена организатора. Хочется, чтобы собралось побольше именно офицеров, а не
тех, кто волею обстоятельств вынужден был снять погоны. Я хочу, чтобы эта
встреча прозвучала и политически,... мол, вот, гляньте, молодые, что значит
посвятить свою жизнь офицерской службе.
29 августа
1968 г.
На днях
встретил на Буденновском подполковника Гарбуза. Новочеркасское суворовское
действительно прихлопывают, и наш план сбора рушится. В слёт в Москве я не верю.
Где? Куда?
Был только что
Юра Бирюков, подарил сборник, где напечатана его песня. (Из парня, видно, будет
композитор).
Я в трудах:
начинается съемка очерка по моему сценарию, вышла в Детгизе "Девичья гора":
написал несколько рассказов и готовлю книгу из них...
Мне
посчастливилось дружить с замечательным человеком, бывшим моим учителем и
наставником не только в продолжение шести «суворовских» лет, но и почти сорока
лет жизни, где были и разлуки, и встречи. Не всё было безоблачно в наших
отношениях, бывало, и тучки набегали. Но Борис Васильевич умел найти в себе силы
и принципиально оценить обстановку, восстановить отношения, не допуская
панибратства и амикошонства, держал дистанцию между учениками и Учителем.
Дожив до
седин и пенсии, я в общении с Борисом Васильевичем всегда чувствовал себя
мальчишкой, учеником, суворовцем. К нему обращался за советом и помощью.
Целую полку
в моей домашней библиотеке занимают книги Изюмского, большинство из них с
дарственными надписями автора. Иные читаны-перечитаны, иные ждут своего часа. И
глядя на них, меня гложет совесть: "Как же ты дошел до такой жизни?!.."
***
Яркий
солнечный день начала лета 1944 года. В наш класс вошли начальник учебного
отдела НчСВУ полковник Сергей Степанович Корж и высокий, худощавый, русоволосый
мужчина в рубашке-тенниске. На левой руке длинный шрам, пальцы необычно тонкие и
сведённые ранением. Пенсне.
Почему-то в то
время многие наши преподаватели носили не очки, а пенсне: Анна Елисеевна
Перькова, Мария Александровна Титова - наши словесницы; географ капитан
Зимовейский, ещё кто-то. И вот - этот.
Полковник
Корж представил:
-
Знакомьтесь, старший лейтенант Изюмский Борис Васильевич. Прибыл к нам из
госпиталя после лечения. Будет преподавать историю... Прошу любить и
жаловать...
***
Историк
раскрыл классный журнал, бегло прочитал наши фамилии и... начал рассказ о
замечательном чешском полководце Яне Жижке. А потом прочитал о нем стихи, о том,
как иезуиты сожгли его на костре.
Потом были
стихи о русском князе Святославе. И все эти стихи сочинил сам наш
историк.
***
Изюмский
вошел в класс, принял рапорт дежурного, подсел к столу, раскрыл журнал и
устремил в начало списка острое свое перо:
- Ну-с, что
значит "меркантилизм" нам поведает суворовец Бакулин.
Гриша
вскакивает с места, раскрывает рот и... молчит.
- Так-с.
Ну, тогда суворовец Брицын...
Женька так
же резво вскакивает и многозначительно экает, мекает...
-
Превосходно! Суворовец Гуцалюк...
Такая же
участь постигает и Карла. А за ним еще четырнадцать человек. В результате
Изюмский чуть ли не под линейку выставил частокол единиц.
Зато даже
сегодня, спустя полвека, разбуди меня в ночь-полночь и спроси, что такое
"меркантилизм", без запинки отвечу, что это - суть экономическая политика
государства, направленная на превышение вывоза над ввозом с целью увеличения
золотого запаса в стране. Почти слово в слово, как в словаре иностранных
слов, который мы вели в своих тетрадках по истории.
Когда же
Изюмский стал вести у нас уроки логики, мы запоем решали логические задачи. Ну,
вот например, как расставить знаки препинания в фразе:
- И
воздвигну статую, золотую хасту (меч) держащую...
- Нет, -
говорили другие, - статую золотую, хасту держащую...
Или еще - "Отец висящего есть
сын стоящего. Кто есть кто? Кто висит? Кто стоит?
Скажете:
"схоластика", "казуистика"... Но именно эти уроки (и подобные им, такие как
задачки нашего математика Василия Клементьевича Совайленко о "трисекции угла",
"квадратуре круга", "догонит ли Ахиллес черепаху”) остались в памяти учеников на
всю жизнь.
|