|
|
Слово Святейшего Патриарха
Кирилла за Божественной литургией в Вознесенском соборе Новочеркасска
14 октября, в праздник
Покрова Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх
Московский и Всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию
в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска.
После чтения Евангелия Предстоятель обратился к собравшимся с
Первосвятительским словом. |
Во имя Отца и Сына, и Святого
Духа!
Сегодня великий праздник Покрова
Пресвятой Богородицы. Покров ― символ защиты, символ помощи, которую Царица
Небесная дает каждому, кто обращается к Ней с верой в ответ на его труды и
молитвы.
Это праздник любим в нашем
народе, но особенно в казачестве, потому что с праздником Покрова связано одно
из самых чудесных событий в истории казачества. В далеком 1641 году донские и
запорожские казаки совместно как один народ, как одно казачье братство держали
оборону Азова от турок. Почти четыре года длилась эта оборона. Силы врага
в пятнадцать раз превышали силы казаков. Но это не надломило волю к победе, не
породило страх перед смертью. Мужественно оборонялись казаки, защищая город и
Отечество свое, и крепко молились, потому что знали, что по человеческому
рассуждению один не может победить пятнадцати. И в канун праздника Покрова
явлено было видение прекрасной Жены, в багряницу одетую, и уверовали казаки в
то, что Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их волю к
победе, на их горячую молитву простирается над ними. И стали без боя отступать
турецкие войска от Азова, прекратив его четырехлетнюю блокаду.
В истории казачества было много
чудес. Чудо ― это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой
силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле
человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются
великие деяния.
Я хотел бы поздравить с великим
праздником Покрова Пресвятой Богородицы все Всевеликое казачье войско Донское, а
также всех казаков. Слово «казак» означает вольный человек, человек, любящий
волю, любящий свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на эти южные
земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку
земли были богатыми, то их надо было защищать. А потому с самого начала эти
любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и
свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто
становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые
жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя
ту же силу оружия для того, чтобы творить беззакония.
А чем же казак, вольный человек,
отличался от разбойника, вольного человека? Почему казаки боролись с
разбойниками? Ведь и те, и те любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни
стали называться казаками, а другие — разбойниками? Потому что казаки поняли,
что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, то человек становится
зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха,
творить беззакония и приносить зло. Казак ― это вольный человек, который свою
свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной
нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас. Если подставляет казак
свою волю под волю Божию, если живет по закону, то тогда исполняет великие Божии
слова.
Господь говорил о том, что Его
учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам
открывается истина. И говорит Господь: «Познаете истину, и истина сделает
вас свободными» (Ин. 8:32). Не человеческое понимание свободы, не
раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода,
подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью,
тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто
подставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь
в сердце к людям, к своим ближним, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки
всегда служили Отечеству — потому что свою свободу соединяли с нравственным
Божиим законом, жили по совести. А как же жить по совести и не любить народ
свой? Как же жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным
произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась
опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая
свободу Отечества, сохраняя его независимость, неколебимыми рубежи его.
За верность Богу, Церкви
Православной, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству пострадало
казачество так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось,
что память поги бе с шумом (см. Пс. 9:7). И никогда больше не
наполнится этот казачий Новочеркасский собор народом. И никогда сотни и сотни
облаченных в казацкую форму не преклонят больше колен перед Господом и не
обратят свою молитву к Царице Небесной. Но совершилось и это чудо. И сегодня мы
как народ, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем лицо свое
к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной
только тогда, когда свободу свою, Богом ему дарованную, он соединит с верностью
Божиему закону и когда будет любить свое Отечество и своих ближних.
Пробуждается и возрождается
казачество наше. Много еще испытаний и, наверно, проблем, которые нужно
преодолеть и решить, но самое главное должны помнить — и казаки, и все мы: если
хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог преклонял к нам Свою
милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону,
любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие
страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут
страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет
сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой
Церкви, примером для народа.
С большой радостью я прибыл к
вам, мои дорогие, чтобы впервые в истории совершить в этом величественном соборе
Всевеликого войска Донского Божественную литургию и в день Покрова вместе с вами
горячо помолиться об Отечестве нашем, о народе нашем, о казачестве нашем, о
Церкви нашей. И верим, что, как и в прошлом, Царица Небесная приклонит к нам
Свою милость и явит нам великую победу, победу над грехом и злом, преодоление
проблем и трудностей, встречающихся на нашем жизненном пути.
Пусть Царица Небесная покрывает
Своим омофором казачество наше, храня его от всякого зла. Аминь.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
(с официального сайта
Московского Патриархата "Русская Православная церковь")
Назад
|