|
Большой десантный корабль - у причала Азовского порта
10-11 сентября город Азов отмечал свой День города -
944-летие со дня первого летописного упоминания (такой датой считается
1067 год).
Накануне в
городском Дворце культуры состоялось
торжественное собрание, посвященное Дню города.
По полученным сообщениям, в первый день праздника (на котором мне не довелось
быть) после торжественной церемонии открытия на Петровской площади города
состоялся парад с участием казачьих подразделений округов Всевеликого войска
Донского, казачьих дружин, учащихся казачьих кадетских корпусов и конных взводов
казачьей дружины. В районе подвесного моста у реки Азовки казаки-конники
продемонстрировали зрителям своё мастерство. В числе других спортивных
мероприятий проведены соревнования по парусному спорту, стритболу, гребле
на байдарках и каноэ, традиционная городская легкоатлетическая эстафета среди
учащихся образовательных учреждений, открытый турнир по настольному теннису,
показательные выступления по таэквон-до и тайскому боксу. На стадионе имени Э.П.
Лакомова открыт скейтпарк. Кроме того, азовцы и гости города смогли посмотреть
концерт казачьих самодеятельных коллективов, концертные программы
«Праздник детства» и «Юность Азова», поприсутствовать на фестивале городских
команд КВН. А вечером всех ждал гала-концерт «Слава Дона православного – Азов!»
и праздничный фейерверк.
Подробнее остановлюсь на втором дне праздника, чему был свидетелем.
"Гвоздём"
программы второго дня стала возможность посещения азовцами и гостями города
большого десантного корабля "Азов", прибывшего накануне в этот старинный город
специально на праздничные мероприятия.
Переход
корабля из Севастополя в Азов занял 24 часа с трёхчасовой задержкой на
российско-украинской границе.
По информации для СМИ
пресс-секретаря командующего Черноморским флотом капитана 1 ранга Вячеслава
Трухачёва, при подходе к Керчь-Еникальскому каналу в Керченском проливе
Центр регулирования движения судов (ЦРДС) порта Керчь дал запрет на проход
корабля. Ссылаясь на циркуляр начальника крымского отделения государственного
предприятия (ГП) "Дельта-Лоцман", дежурный ЦРДС заявил о необходимости взять на
борт российского военного корабля лоцмана с последующей оплатой его услуг.
Заявление старшего на борту корабля о том, что указанные требования противоречат
международным соглашениям и не могут быть применены к военному кораблю, не были
приняты во внимание. Попытка убедить администрацию порта Керчь и ГП
"Дельта-Лоцман" в неправомерности их требований не привела к желаемому
результату. С учетом времени суток, неблагоприятного прогноза по метеоусловиям и
необходимости своевременного прибытия корабля в порт Азов командованием
Черноморского флота по согласованию с Таманским управлением "Росморпорта" было
принято решение о проходе корабля в Азовское море по более мелководному
Таманскому судоходному пути, управление которым осуществляет порт Кавказ. По
сути, это был риск для корабля - пройти по мели, но экипаж справился с такой
задачей.
Приход одноимённого с городом
корабля стал знаковым событием и для азовцев, и для жителей области.
Свидетельством тому - многолюдная очередь желающих побывать на корабле. Стоя в
очереди на посещение, мне, ростовчанину, довелось беседовать с жителями других
городов и сел.. Ведь не может не вызывать восхищения сам факт
наличия в составе флота такой звучной, по-настоящему боевой флотской единицы!
- Побывал с внуком на
большом десантном корабле "Азов", - поделился своими чувствами после
его посещения в первый день праздника близкий мой товарищ-ростовчанин Юрий Кононов.
- Незабываемые впечатления! Особенно, конечно, для внука. Но и мне самому
было очень интересно. Рекомендую по возможности побывать на нём.
Да я и не сомневался в
интересе. Хоть я - человек военный, но мне до этого времени не
доводилось бывать на крупных военных судах.
В истории русского флота
кораблей под названием "Азов" и "Память Азова" было
всего десять. Такую цифру нашёл в военно-морской литературе.
Не случайно БДК "Азов" с
особым теплом встречают в греческом городе Пилосе, более известном как
Наварин, так как в 1827 году экипаж одноименного 74-пушечного линейного
корабля «Азов», которым командовал в ту пору прославленный Михаил Лазарев,
геройски проявил себя в отчаянной морской битве, в результате которой
древняя Эллада обрела потерянную на пять веков свободу. В славном
Наваринском сражении «Азов» потопил 5 вражеских кораблей, в том числе 80-пушечный флагман «Мухарем-бей». |
Многолюдная очередь
желающих посетить БДК "Азов".
|
Это был первый русский корабль,
удостоенный кормового Георгиевского флага. Его построили в 1826 году, а своё имя
он получил в честь победы Петра I над турками в 1696 году. Будучи в составе
Балтийского флота, за пять лет своего существования стал одним из самых
известных и прославленных кораблей Русского флота.
Современный большой десантный
корабль "Азов"
входит в 187-ю бригаду десантных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей
Черноморского флота. Базируется в Севастополе. С августа 2008 года им командует
капитан 2 ранга Олег Мальцев.
Командир бригады десантных
кораблей капитан 1 ранга Олег Игнасюк (справа) и командир БДК "Азов" капитан 2 ранга Олег
Мальцев отвечают на вопросы экскурсантов.
В роли наших экскурсоводов
выступили члены экипажа корабля. На все пояснительные вопросы моряки давали
исчерпывающие ответы. Стоит отдать им должное - они блестяще выполнили
возложенную на них командованием задачу. А главное - чувствовалась их любовь к
своему кораблю и Черноморскому флоту, с такими орлами смело можно идти в бой, не подведут.
Задавали экскурсанты вопросы и присутствовавшим на корабле командиру и его начальнику -
комбригу десантных кораблей капитану 1 ранга Олегу Игнасюку. Присутствующие с
интересом выслушали комбрига, рассказавшего об общей ситуации на Черноморском флоте и о
выполняемых его бригадой задачах..
Спрашиваю командира:
- А нахимовцы на вашем
корабле есть?
В ответ::
- Нахимовцев нет. Но есть кадет.
Вот он - старший матрос Вадим Ткачук.
Подхожу к Вадиму. Он стоит около
главного орудия и следит за безопасностью как самого орудия, так и находящихся
около него экскурсантов. Знакомимся. Его должность очень ответственная -
рулевой. А всего на корабле четыре рулевых.
Воспитанник Ульяновского
гвардейского суворовского военного училища, старший матрос Вадим Ткачук.
Вадим окончил Ульяновское гвардейское суворовское военное училище в 2009 году.
Продолжил учёбу в Военно-морском институте радиоэлектроники имени А.С.Попова, но через два месяца
его набор попал под министерский "нож". Пришлось распрощаться с "Поповкой"
и поступить на физмат
Ульяновского государственного университета. Но и здесь через год "Родина предложила"
ему послужить на срочной. Как рассказал мне Вадим, служба на корабле не
оказалась для него трудной, единственное - пришлось привыкать к новой
обстановке. Этой осенью он уже увольняется. "Я уже знаю дату своего увольнения. 69 дней осталось
послужить. 27 сентября ожидаем
приказ министра" - поведал мне Вадим.
Вадим пользовался явным
вниманием у девчат. То сфотографироваться попросят, то бескозырку "примерить"...
После экскурсии, уже сойдя с корабля,
неожиданно встретил незнакомого мне капраза с нахимовским крабом. Представились
друг другу. Моим собеседником оказался Игорь Смоляк, командир 30-й дивизии
надводных кораблей - ведущего соединения Черноморского флота, в подчинении
которого находятся две бригады: 11-я бригада надводных кораблей и 197-я бригада
десантных кораблей (куда входит БДК "Азов").
Воспитанник Нахимовского
военно-морского училища, командир 30-й дивизии надводных кораблей капитан 1
ранга Игорь Смоляк.
Игорь - уроженец Миргорода
Полтавской области. Нахимовское военно-морское училище окончил в 1985 году.
Затем - Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. После
его окончания попал на атомный ракетный крейсер Северного флота «Киров». Спустя
3 года вернулся в Севастополь. Прошел ряд должностей на сторожевых кораблях
«Сдержанный» и «Сметливый», большом противолодочном корабле «Керчь». С должности
командира «Сметливого» поступил в Военно-морскую академию. После академии —
вновь на Черноморский флот. Недолгое время командовал дивизионом спасательных
судов, а затем, перед назначением на должность командира дивизии, с июля
2006 по октябрь 2010 года возглавлял экипаж гвардейского ракетного крейсера
"Москва" - флагмана Черноморского флота России. Контр-адмирал Олег Гарамов,
командовавший дивизией до назначения на эту должность Игоря Смоляка,
высоко оценивал профессиональные навыки своего подчинённого, характеризовал его
как грамотного, требовательного и в то же время внимательного к людям офицера,
настоящего хозяина высокого командирского мостика флагмана.
30-я дивизия надводных кораблей 9
апреля этого года отметила своё 42-летие. Это соединение стало настоящей школой
для многих адмиралов Военно-Морского Флота СССР, России, Украины. Командирами
соединения в разные годы командовали такие адмиралы, как: Степан Соколан, Игорь
Касатонов, Василий Еремин, Владимир Гришанов, Виктор Свиридов, Александр Ковшарь,
Владимир Васюков, Олег Гарамов… Именно корабли данной дивизии выходили и выходят
в Средиземное, Красное и другие моря, Атлантический, Тихий и Индийский океаны,
где демонстрировали советский Военно-морской, а теперь и Андреевский флаг.
Именно корабли этого соединения были в горячих точках во время арабо-израильских
войн и оказания интернациональной помощи целому ряду стран. Именно они были
противовесом 6-му американскому флоту, входя в состав Средиземноморской эскадры.
Корабли этого соединения участвуют в российско-индийских военно-морских учениях
«Индра», российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс», в «Активных
усилиях», «Блексифоре». Именно корабли этого соединения представляют Россию в
Греции на годовщинах Наваринского сражения, визитах и деловых заходах в порты
Франции, Италии, Греции, Мальты, Ливии, Сирии, Кубы, Турции и других стран. Всей
стране памятен прошлогодний межфлотский переход флагмана флота ГРКР «Москва» во
Владивосток и участие экипажа в учениях «Восток-2010», вызволение из рук пиратов
сухогруза «Арктик Си» экипажем СКР «Ладный». Участие в дальних океанских походах
и международных учениях - это прерогатива именно 30-й дивизии надводных
кораблей. И теперь этой дивизией командует кадет!
И на берегу кадеты
нарасхват...
Но не удалось мне всесторонне
побеседовать с Игорем. Прибывшие для посещения корабля гости то и дело просили
Игоря сфотографироваться с ним на память о посещении корабля. И он никому
не отказывал. Красивый, спортивный, молодо выглядящий для своих лет офицер! На
груди - два ордена: Мужества и "За военные заслуги". После очередной фотосессии
к Игорю подошёл представитель администрации города, после чего Игорь извинился и
убыл с ним. Других кадет у БДК "Азов" я больше не встретил...
Поднятые флаги города Азова
и Всевеликого войска
Донского |
Поднятые флаги Азовского
района
и Ростовской области |
Большой десантный корабль "Азов"
не случайно прибыл в одноимённый город. И не случайно на корабле выше других
подняты флаги города Азова, Азовского района, Ростовской области и Всевеликого
войска Донского. Дело в том, что уже несколько лет подряд корабль, город,
область и Всевеликое войско Донское традиционно связывает не только шефские
отношения, но и сформировавшаяся дружба. В 2006 году мэр Азова вышел с инициативой
захода большого десантного корабля "Азов" Черноморского флота в Азовский порт. С
тех пор, по учёту администрации города Азова, на борту корабля побывало более
четверти населения города, что послужило делу воспитания и укрепления
патриотического духа граждан.
Осмотрев корабль, счёл за честь
сфотографироваться на его борту под Андреевским флагом - символом доблести и
славы Военно-морского Флота России.
Тактико-технические
характеристики большого десантного корабля «Азов»:
Построен на Полночной верфи в Гданьске (Польша).
Вступил в строй 20 октября 1990
года.
Проект: 775М.
Раннее наименование - "БДК-54"
(до 1999 года).
Страны, под флагом которых служил:
СССР, РФ.
Водоизмещение (надводное/подводное): 4080 т.
Размеры: длина - 112.5 м, ширина - 14.9 м, осадка - 3.6 м.
Скорость хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 6100 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200 л.с.
Вооружение: 1 - 76-мм АК-176, 2х6 30-мм АК-630, 32 ЗУР "Игла" 2х30 122 мм ПУ
НУРС.
Экипаж: 17 офицеров, 81 матрос.
Вместимость: до 500 тонн техники
и грузов и 225 десантников, танковый трюм длина - 95 м, ширина - 4,5 м, высота -
4,5 м.
|