|
ГЛАВА
IХ
У художника
В первые же дни знакомства со своим отделением Боканов обратил внимание на
высокого молчаливого юношу — Андрея Суркова, который обычно не участвовал в
шумных играх, но, чувствовалось по всему, пользовался расположением своих
товарищей. Вскоре Сергей Павлович узнал, что главной страстью Андрея — глубокой
и чистой — было рисование.
В свободные часы он отпрашивался у Боканова и с альбомом в руках уходил на
городскую площадь. Долговязый — Сурков был самым высоким в училище, —
сосредоточенный, он широко шагал по улицам, прижав локти к туловищу.
Если было холодно, Сурков только кружил вокруг памятника, поражавшего его своей
монументальностью, и присматривался, то отступая, то приближаясь. В теплые дни,
пристроившись у ограды сквера, рисовал, не обращая внимания на любопытствующие
взгляды прохожих.
Ему хотелось изобразить памятник снизу так, чтобы огромный собор на заднем плане
казался игрушечным, а богатырь на пьедестале прорезал тучи шлемом. Композиция
ускользала, расплывалась. Андрей искал новую точку и опять ходил вокруг
памятника, прищуривая глаза, наклоняя голову то к одному, то к другому плечу.
Больше всего Суркова увлекали сюжеты из военной истории.
— Товарищ гвардии капитан, спросил он как-то Боканова, — а после училища можно
поступить в художественную академию?
Боканов, внимательно наблюдавший за ростом способностей Андрея, уже не раз
думал, что, возможно, из него получится незаурядный художник, — ведь когда-то
Федотов и Верещагин учились в кадетском корпусе, — но на вопрос Андрея ответил
уклончиво:
— Об этом сейчас рано говорить, нужно упорно работать… И не только над рисунком,
надо читать, наблюдать… Если твои способности окажутся действительно
значительными, мы поможем.
Боканову приятно было, что Сурков не тяготился строевой подготовкой, увлекался
литературой, летом в лагерях взял второй приз по плаванью, а когда был объявлен
конкурс на лучшее сочинение: «Кому и за что Москва поставила памятники?», Андрей
не только превосходно оформил внешне свою работу, но и написал ее умно и с
сердцем. На второй месяц пребывания Боканова в училище Андрей принес ему новый
рисунок.
— Это город Черкасск в начале XVIII века, — взволнованно сказал он. — Я прочитал
в одной книге его описание, и вот таким представляю себе.
С боязливой надеждой Сурков развернул лист с рисунком.
Капитан увидел многолюдный казачий городок, лукообразный купол церкви вдали,
корабли у пристани, подвыпивших полуголых казаков, идущих в обнимку посередине
улицы, старого казака с люлькой в зубах, турецкого купца возле тюков товаров,
дивчину, выбирающую бусы у рундука, и мальчишку с прутиком, играющего около
забора. И все это — яркие краски, живые, своеобразные лица, движение ярмарки —
было настолько удачно схвачено, что Боканов не удержался от похвалы.
— У меня есть в городе знакомый художник Крылатов Михаил Александрович, — сказал
он Андрею. — Отбери несколько рисунков, в воскресенье пойдем к нему в гости.
— А он свои картины покажет? — радостно встрепенулся Сурков, торопливо свертывая
лист бумаги.
— Я думаю, покажет. Но всяком случае, попросим…
— Товарищ гвардии капитан, может быть, не стоит мои рисунки брать. Неудобно
как-то… будто хвастаю… Первый раз придем…
— Нет, почему же, возьмем. Тебе полезно будет послушать замечания мастера.
Художник жил на окраине города, в небольшом деревянном домике, окруженном садом.
Михаил Александрович обрадовался этому посещению и, видимо, потому, что был
предупрежден, сразу повел гостей в свою мастерскую.
— Это самое свеженькое, — сказал он, — окинув взглядом ряд пейзажей, развешанных
на стене.
— Я после ранения лечился в Горячем Ключе написал. Вы там были? —
спросил он у Андрея. И это обращение, как к равному, поразило Суркова. Он
оробел, почувствовав на себе проницательный взгляд художника, похожего на
постаревшего Мефистофеля.
— Не был…
— Ничего, — обжёг пытливыми черными глазами Михаил Александрович, — будете.
Цветущую Фергану увидите, в Эрмитаже часами простоите, в Третьяковке днями
пропадать будете — все замечайте, вбирайте в себя. Мы — художники — вместилище
чувств, красок и образов…
«Мы, — это он и обо мне сказал, — благодарно подумал Андрей, — неужели и я?..»
Сурков чувствовал, что лицо его горит, а сердце овевает сладкий холодок, какой
ощущаешь во рту после мяты.
В углу мастерской стоял прикрытый мольберт, на него Андрей то и дело поглядывал.
Художник сразу заметил это, но медлил подвести мальчика к мольберту. Наконец,
видно, и сам не выдержал.
— Над этим сейчас работаю, — сказал Крылатое, подводя гостей к полотну.
— Не то получается! — с ноткой отчаяния воскликнул он., И во взгляде, брошенном
на полотно, можно было прочесть и неудовлетворенность собой и стыдливую любовь к
своему детищу. Глаза его словно говорили:
«Нет, нет, я должен сделать это лучше, правдивей». И сами же отвечали: «Но у
меня не получается». И восхищались: «А замысел, замысел! Ведь чудесный замысел?»
И решали: «Я найду нужные краски и линии!».
Всю эту сложность чувств понял Боканов, мальчик же впился глазами в картину.
Перед ним была родная станица. Знакомая улица… речка вдали… Тополи, обрызганные
лучами заходящего солнца… Хаты веселые и чистые, словно умытые недавно прошедшим
дождем.
На завалинке сидит старый, седобородый казак, с георгиевскими крестами, и
внимательно слушает порывистого чубатого паренька с орденами Славы на груди. И,
видно, старику хочется ввернуть что-то свое, но он решил, что это менее важно, и
поощрительно повернул голову в сторону молодого рассказчика, а тот, увлекшись,
изогнулся, как для прыжка… Вокруг простые, обветренные лица станичников.
Маленькая босоногая девочка выглядывает из-за юбки матери, с восхищением смотрит
на чубатого казачка.
— Понимаете, тема близка, — словно оправдываясь, говорит художник, — идея
найдена, а вот колорит еще не передан. Видимо, нужно оставить, отойти немного и
потом снова взяться. Да что это я своим увлекся? — спохватился он. — Вы, юноша,
кажется, принесли кое-что… Работаете пером и акварелью? Маслом еще не пробовали?
… Возвращались от художника вечером. Мальчик был взволнован, и капитан, понимая
его состояние, молчал.
— Знаете, что он мне в коридоре сказал, когда мы прощались? — поднял Андрей
счастливое лицо. — «В любое время, говорит, юноша, приходите ко мне, я буду рад
вам».
Они подошли к воротам училища… Откуда-то издали, наверно, из актового зала,
доносились звуки духового оркестра. Андрей, попросив у Боканова разрешение,
задумчиво пошел к парку — хотелось побыть одному.
Сергей Павлович поглядел ему вслед. «Надо чаще отпускать его к Михаилу
Александровичу, — решил он. — Где бы раздобыть масляные краски?».
Занятый этими мыслями, Сергей Павлович не заметил, как очутился в своем классе,
но здесь было пусто: все, наверно, танцевали в актовом зале. Только в дальнем
углу класса, уткнувшись в книгу, сидел Ковалев. «Сделал вид, что не заметил
меня, или действительно не видел?» — с невольной неприязнью подумал офицер о
Володе, но не стал затрагивать его.
|