ГЛАВА XХIII
Беглецы
Майор Тутукин легким шагом спускался по лестнице училища. Труба возвестила
окончание первого урока. Двери классов распахнулись, и коридоры наполнились
топотом ног, детскими голосами, проворным мельканием алых погон.
Увидев офицера, воспитанники на полном ходу приостанавливали бег, прижимали
локти к туловищу и, поворачивая голову в сторону майора, так отбивали шаг по
кафелям гулкого коридора, будто носки ботинок были полые. Это они называли
«рубить строевым» и считали особым военным шиком. Миновав офицера, ребята опять
мчались стремглав. Тутукин, отвечая на приветствия, думал удовлетворенно: «У
Русанова нет такой четкости…».
Один малыш поздно заметил майора и в растерянности невольно воскликнул:
— Он, здравия желаю!
Тутукин неодобрительно посмотрел на него сквозь очки и прошел дальше, не
ответив. В зале своей роты Тутукин вошел в плотное кольцо почтительно
расступившихся ребят. Он внимательно оглядел их и, хмурясь, заметил:
— Я вижу, некоторые из вас уже успели сбить каблуки.
Те, кто чувствовали за собой вину, на всякий случай отступили в задний ряд.
— Вы посмотрите, — сделал офицер руками движение, словно раздвигал круг детей, —
посмотрите, как аккуратно я вещи ношу. Этот китель мне в армии сшили два года
назад, а он новехонький, не то, что гимнастерка у некоторых, — майор покосился
на Авилкина.
Ребята оглядели китель, плотно облегающий выпуклую грудь командира роты и,
видно, остались довольны осмотром.
— Или вот сапоги — мне их выдали в армии тоже два года назад, а они целехоньки…
— Да еще как блестят! — восхищенно воскликнул Дадико, стоявший ближе других к
майору.
— Да еще и блестят, — подтвердил майор.
Тогда ребята стали медленно, словно котята у мышиной норы, ходить вокруг
Тутукина, выискивая хоть какой-нибудь изъян в его костюме.
— Разрешите обратиться, товарищ майор, — сказал, наконец, Павлик Авилкин.
— Пожалуйста…
Указывая на очки майора с надломленным, но старательно перевязанным ушком,
Павлик спросил током, каким обычно произносят: «Ага, попался!».
— А очки вам в каком году выдали?
Майор не успел ответить, потому что в это время подошел старшина роты и, к
удивлению ребят, нарушив субординацию, прошептал что-то на ухо Тутукину,
Командир роты побледнел и тихо спросил:
— Когда?
— После завтрака… — ответил старшина, и они вместе ушли в ротную канцелярию. Там
старшина виновато сказал:
— Не ожидал от них этого, товарищ майор…
— Так Гурыба и Самсонов?
— Так точно, Гурыба и Самсонов. И куда они могли сбежать?
Тутукину почему-то припомнилась сцена, которую он видел в коридоре училища на
днях. Максим стоял на спине Самсонова и, демонстрируя свою образованность,
старательно вписывал запятую в плакат, хотя никакой запятой там и не нужда было.
Офицер посмотрел в окно. На плацу училища старшие воспитанники обучались
верховой езде.
Тутукин хотел вызвать из дома Беседу, который сегодня был выходным, но раздумал
и резко повернулся к старшине.
— Немедленно возьмите коня и отправляйтесь на поиски, без детей не
возвращайтесь, — жестко приказал он.
Старшина ушел. Майор, нервничая, стал ходить по комнате. Начинался острый
приступ угрызений совести. Может быть, он действительно погорячился позавчера и
поступай необдуманно?
Малыши отделения Беседы в воскресенье затеяли игру «в Сталинград». Они
забаррикадировали класс и в течение целого часа отбивали атаки трех остальных
отделений роты. Бумажки, пущенные резинками, жужжали, как шмели, бой часто
переходил в рукопашную схватку. Но все атаки были отбиты и «войска» Каменюки,
даже перешли в наступление.
Начальником штаба Артема был Максим, а Самсонов ординарцем. Когда наступило
затишье, Каменюка выстроил «батальон». К своей фуражке он прикрепил ветку из
бронзы от какого-то старого канделябра. Через плечо Артем перебросил полотенце,
завязал его на бедре и стал выдавать картонные медали «За оборону 4-го
отделения». Каждому награжденному Артем проникновенно пожимал руку. Особые знаки
«За исключительную храбрость» были вручены Самсонову и Гурыбе, у которого на
носу красовалась свежая ссадина. В это время и появился гневный Тутукин.
— Что за профанация! — гремел он, наступая на старшину, тоже только что
пришедшего и, конечно, не причастного к бою. Затем майор отнял все «награды» у
Каменюки, Гурыбы и Самсонова, приказал привести комнату класса в порядок, а с
капитаном Беседой имел отдельный разговор.
Воспитатель заявил командиру роты, что ничего особенно-дурного не видит в этой
игре, что требовать от детей образа жизни пожилых людей, страдающих одышкой,
нельзя и никакой профанации нет в том, что Максим раздавал картонки. Тутукин
начальственно повысил голос и приказал «прекратить безобразия» и навести
порядок. Капитан, оставшись один, долго сердито попыхивал трубкой…
* * *
В поисках пропавших старшина обшарил чердаки, подвалы, все уголки училищного
сада, заглядывал в водосточные люки, расспрашивал воспитанников. Никто ничего
подозрительного не замечал в эти дни. Только Авилкин сказал, что вчера в
столовой приметил, как Самсонов отсыпал в мешочек соль из солонки, но не придал
этому никакого значения: кто ж не знает, что Самсонов любит делать запасы.
Старшина дал телеграммы на ближайшие железнодорожные станции, а сам, сев на
коня, поехал улицами города, спрашивая у прохожих:
— Не видели вы двух маленьких суворовцев?
Их видели часа два назад на соседней улице, потом на окраине города, где они
вброд переходили речку, хотя недалеко был мост, потом — возле мельницы. У
подножья мельницы старшина заметил небольшую горку земли, набросанную, видно,
наспех руками, и деревянный крестик на этой горке. На крестике чернильным
карандашом (старшина мог дать голову на отсечение, что рукой Гурыбы) было
написано:
«Могила неизвестного кузнечика».
От мельницы старшина немного проехал по дороге и свернул к хате, стоявшей в
стороне. На порог вышла молодая женщина с грудным ребенком.
— Гражданочка, вы не видели сегодня двух маленьких суворовцев?
— Как же, видела, — бойко ответила женщина, — один такой белесенький, ну, сущий
кролик, а другой головатый, с носом покарябанным — они около нашей хаты сидели,
хлеб с маслом кушали, я еще у их спросила: «Водицы, детки, не хотите?» А тот,
что с носом облупленным, говорит: «Мы не дети… В походе, говорит, лучше воду не
пить, пота меньше, говорит, выходить будет…» Я еще подумала: «Ишь ты, махонькие,
а правила военные знают».
«Так, может, молочка выпьете?» — это я спрашиваю. Они подумали, а беленький
говорит: «Молока можно… Молоко, говорит, потом не выйдет». Выпили и пошли вон
той дорогой, на Алексеевку.
В сумерках, около Алексеевки старшина повстречал старика, ехавшего на телеге.
— Ты, служивый, не из Суворовского? — спросил тот.
— Из Суворовского…
— Два мальчонка ваших в хате у меня… Прибились…
— Старик повернул телегу назад и стал рассказывать дорогой:
— Зашли они во двор к нам. Я спрашиваю, — вы, мол, куда? «К дяде в город», —
отвечают, а по глазам вижу — плутуют. Потом познакомились они с моим внуком
Павкой, стали играть да не утерпели, сказали ему, что из Суворовского убегли.
Павка им говорит: «Я сейчас, воды только напьюсь» — и ко мне, разговор передал.
Я гляжу в окно, что за чудо? Мальчонки-то, словно зайцы, петляют. Покружат,
покружат, а потом нагнутся и чем-то землю посыпают. «Это они табаком след, —
объяснил Павка, — чтобы с собакой не нашли…» Ну я, путешественников-то уговорил:
«Оставайтесь, говорю, переночевать». — Они сейчас спят, а я подался к вам, —
упредить…
* * *
Начальник училища сидел за массивным письменным столом. Впервые Гурыба и
Самсонов были в служебном кабинете генерала. Часы в высоком стеклянном футляре
пробили половину — казалось, деревянный молоток упал на медь. Позади, генерала,
на огромной, во всю стену карте, нарисованы красные стремительные стрелы с
надписями фронтов.
— Ну-с, — поднимая на беглецов глаза, строго спросил генерал, — вы куда
бежали?..
Ребята молчали. Им казалось, что на них укоризненно смотрят книги из шкафа,
генералиссимус Суворов с широкой голубой лентой через плечо.
— Да вы не кривите душой, прямо мне скажите, по-суворовски, куда вы бежали?
Максим виновато покосился на ряды разноцветных планок на груди генерала и тихо
сказал:
— Нам поиграть хотелось…
— Тэ-эк, — протянул генерал, — значит, плохо вам в училище, не любите вы его?
— Любим! — в один голос ответили Самсонов и Гурыба.
— Так зачем же убежали?
— В приключения поиграть, — будто в разведке мы, — опустил голову Максим.
Генерал притушил затеплившуюся было в глазах добрую улыбку.
— А как у асса дело с русским языком? — спросил он у Самсонова.
— Теперь успеваю… И тетрадь чистая, — похлопал белыми ресницами Сенька, а губы
сами собой стали расползаться в широкую улыбку.
— Ну-ну, — добродушно произнес Полуэктов, но тотчас, спохватившись, строго
нахмурил брови — Вот что, товарищи воспитанники, вы нарушили воинскую
дисциплину, совершили самовольную отлучку, и поэтому я вас накажу. Две недели вы
не будете ходить в город. Идите!
— Слушаюсь, идти! — в один голос ответили они, ловко повернулись кругом,
щелкнули каблуками и плечом к плечу пошли к выходу. Сзади гимнастерки их
задиристо приподнимались, словно хвосты у молоденьких петухов.
Генерал, оставшись один, раскрыл настольный блокнот и записал:
«Вызвать старшего преподавателя физкультуры — поручить организацию игр. Тутукину
— об этом же…».
И закурил папиросу, чему-то улыбаясь.
* * *
После вызова к генералу Максим и Сенька твердо решили побегов больше не
устраивать, но излюбленным местом уединения избрали дальний угол, училищного
двора — за конюшнями и садом. В солнечные дни прачки вывешивали здесь для
просушки белье, и тогда казалось, ветер раздувает белые паруса, если же
развешивали майки — клин походил на васильковое поле.
Лучшего места для игр нельзя было и придумать. Во-первых, никто из офицеров не
догадывался заглянуть сюда, и можно свободно испытывать свой реактивный снаряд
из трубки, начиненной целлулоидом.
Во-вторых, внизу кирпичной стены, выходящей на пустырь, были сделаны узкие
прорези, похожие на амбразуры, и если поглубже продеть в них руку, дотянешься до
щавеля. А как приятно после обеда пожевать еще и кисленький щавель! Язык долго
кажется шероховатым, и щиплет уголки губ.
В-третьих… Можно было бы перечислить еще множество достоинств этого укромного
места, но Максим и Сенька кратко рассказали Илюше о своих владениях и для начала
предложили поиграть в разведчиков. Илюша был здесь впервые. Его привели только
после того как он поклялся «свято хранить тайну».
… Поиграли в разведчиков, вдоволь наползались и прилегли в ложбине отдохнуть.
Ярко светило солнце. Было очень тепло и тихо. В синем высоком небе застыло белое
облако. От земли шли теплые, весенние струи, набухли почки деревьев.
— Вчера мы с Сенькой сидим на скамейке в саду, — нарушил молчание Максим, — а
мимо майор Веденкин идет. Мы встали, поприветствовали, как полагается, а он сел
рядом, на скамейку.
— Вблизи не строгий, — ввернул Сенька.
— Ну, о том, о сем поговорили, — продолжал Гурыба, — он спрашивает меня: «Как ты
думаешь, почему у нас в Советском Союзе столько героев?» «Ясно, — говорю, —
потому, что мы самые бесстрашные». «Это правильно, — он мне отвечает, — но ведь
во время „Ледового побоища“ русские тоже бесстрашно дрались и врагов побеждали,
а все же героев тогда меньше было? У нас — каждый герой».
— Это верно, — страстно воскликнул Сенька, — да мы б, если б на фронт попали, мы
б этим фрицам! — Он потряс кулаком и с недетской болью сказал: — Они моего папу
убили, Лену-сестрицу в Германию угнали…
Дети примолкли, каждый вспоминал о своем горе. Кошелев покусывал стебелек травы,
и глаза его смотрели серьезно и печально.
— Сейчас героев у нас много потому, — сказал, наконец, он, — что мы Советскую
родину защищаем. Такой ни у кого еще не было. У англичан — родина, и у
американцев, и у французов, но трудящимся там жизнь плохая, а богачам —
пожалуйста! И мы свою родину сильнее всех любим.
— Верно, — обрадовался Максим, — и майор Веденкин так говорил.
— Так это он мне объяснил, — просто признался Илюша.
— А я думал, ты сам, — разочарованно протянул Гурыба.
Издали донесся сигнал: «Бери ложку, бери бак…» Труба играла весело, обещающе.
Ребята стали поспешно отряхиваться, расправлять гимнастерки.
После обеда Алексей Николаевич сказал, что пойдет с отделением на прогулку —
через рощу к речке. Выйдя за город, ребята продолжали путь без строя, окружив
Беседу галдящим кольцом. Со звонким криком бегали наперегонки, перекликались,
подражая птицам, притаскивали камушки красивой расцветки, пойманных жуков,
желтые цветы «мать и мачеха» и голубые перелески.
— Товарищ капитан, а сколько крыльев у жука?
— Товарищ капитан, чем стрекочут кузнечики?
Воспитатель едва успевал отвечать на вопросы, рассказывать, что ворона гнездо
делает плоское — ротком, а сорока — круглое с крышей, что через месяц появится
красавица-бабочка — траурница, словно сделанная из коричневого бархата с
голубыми пятнами.
Давно ли Дадико, выбежав во двор без шапки, встретил Беседу радостным докладом:
«Товарищ капитан, скворцы прилетели!», давно ли мастерили скворешни и разбивали
клумбы, а вот уже наступила теплынь, пора футбола, велопрогулок, а там, гляди, и
купанья.
Они поднялись на пологую гору. Внизу змеилась река, темнела редкая, молоденькая
роща. Правее рощи растянулись колхозные фруктовые сады, окутанные легкой
зеленоватой дымкой. Зяблики с лиловой манишкой, в голубых колпачках, звенели
тонко и часто: пинь-пинь, пинь-пинь.
Каменюка и Кошелев, возбужденные беготней, остановились недалеко от воспитателя.
Он подозвал их к себе.
— Видите — тропинка в садах вьется? Да вы не туда смотрите! Вон, между деревьев…
На что она, по-вашему, похожа?
Мальчики стали сосредоточенно вглядываться вдаль.
— На кривую саблю! — решительно сказал Артем.
— А мне кажется, на ленту, — застенчиво предположил Илюша.
Снова все собрались вокруг офицера, наперебой подыскивая сравнения. Этот
разговор Алексей Николаевич начал не случайно. Недавно он обнаружил, что
некоторые из его ребят равнодушны к природе, не понимают ее.
— Кто из вас читал рассказы о природе? — спросил воспитатель обступивших его
детей, но все молчали, и только Каменюка презрительно бросил:
— Про природу я не люблю. Это только девчонки любят.
— Очень плохо, — огорченно сказал Алексей Николаевич, — что не любишь родную
природу. Разве можно не любить красавицу-березку, нашу ковыльную степь, дремучие
леса, многоводные реки? Ты ведь их будешь защищать. Военный человек должен
особенно дружить с природой, и тогда она станет его первой помощницей.
Воспитатель решил передать содержание письма Тургенева к Полине Виардо, но от
своего лица.
— Прежде чем лечь спать, — начал он, — я каждый вечер делаю маленькую прогулку
по двору. Останавливаюсь, прислушиваюсь… Вчера я услышал шум крови в ушах и
дыхание; треск кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе. От времени до
времени падала капля с легким серебристым звуком. Ломалась какая-то ветка, кто
сломал ее? Вот глухой звук. Что это? Шаги по дороге или шопот человеческого
голоса? И вдруг над самым ухом тоненький зуд комара…
Боясь проронить слово, дети притихли, напряженно слушали воспитателя, удивляясь
тому, что сами не обращали раньше внимания на всё, о чем он рассказывает.
— А вы знаете, что такое ночь в военном значении этого слова? — загадочно
спросил капитан — Нет? Ночь для нас означает: огонек спички светит за
полкилометра, как яркий фонарь. Хочешь увидеть силуэты, — припади к земле… Вот
мы с вами летом, в лагерях, пойдем в ночную разведку — и вы узнаете, как важно
разбираться в звездах и ветре, деревьях и тропках.
— А как не заблудиться ночью в лесу, расскажете? — вырвалось у Максима.
— Обязательно! — пообещал Алексей Николаевич. — Давайте сейчас вслушаемся в
звуки, — предложил он, — интересно, кто что услышит?
Вдали играл духовой оркестр, коротко прозвенел трамвай, где-то пели задорную
песню молодые голоса. Донесся едва уловимый плеск весел о воду.
— Я слышу, — тихо сказал Каменюка, — как птицы рассекают воздух крыльями…
— Ты услышал очень важное, — удовлетворенно кивнул головой капитан. — Это не
всякий может…
|