|
ГЛАВА XХ
Артёму Каменюке оказывают
доверие
В субботу, после обеда, Каменюке сказали, что его вызывает к себе начальник
политотдела. «Ну, ясно, поучение читать… перевоспитывать…» — подумал Артем и
недовольно поморщился, словно в рот попало что-то кислое. Тем не менее он тотчас
отправился к полковнику. Поднялся на второй этаж, сунулся в дверь кабинета, но
там было полным-полно офицеров, и Артем решил переждать внизу, в комнате
посетителей.
Полковник Зорин в это время в своем кабинете говорил офицерам:
— Вы спрашиваете, как воспитывать в детях чувство советского патриотизма и
национальной гордости? Конечно, успех определится не тем, сколько раз вы
произнесете «патриотизм», «любовь к родине», а тем, как сумеете вы привить
ребятам товарищество, дружбу… Несколько месяцев назад Михаил Иванович Калинин
собрал в Кремле начальников политотделов Суворовских военных училищ и говорил
нам:
— Вы суворовцев обучайте любви к своей родине конкретно — к своему классу,
училищу, городу, людям… Если вы им станете говорить, что нужно любить родину, то
это будет для них только пустой звук, а вы их приучите любить то, что их
окружает, и не словами, не лозунгами… Ведь для детей «народ», «социалистический
строй» — понятия сложные, а надо их сделать близкими, понятными. Обобщения же
придут с возрастом.
Зорин помолчал, словно вспоминал слышанное. — Надо, товарищи, — проникновенно
сказал он, — во всем избегать трафарета… Рассказывать поярче, покрасочней,
хорошо готовиться к беседам политическим, обогащать свой язык. Уверяю вас,
время, которое мы затратим, полностью окупится.
Отпустив воспитателей, начальник политотдела приоткрыл дверь в коридор, но
Каменюки там не оказалось, и Зорин с сожалением подумал: «Неужели ушел?» В это
время вдалеке раздался торопливый стук каблуков — кто-то бежал.
…К большому удивлению Каменюки, полковник Зорин на официальный доклад как-то
по-домашнему улыбнулся, показал на глубокое кресло около своего стола:
— Садись поближе… Да я вовсе не приказывал являться, а просил передать тебе, —
мол, если хочет, пусть зайдет, есть одна интересная вещь.
Каменюка подозрительно подумал: «с подходом», но в кресло сел, и оно ему очень
понравилось — спинка высокая, а сиденье пружинит — как в кабине у шофера.
Полковник не спешил показывать «интересную вещь», и его все время отвлекали от
Артема: то звонок по телефону, и Зорин отвечал, что на пленум приедет, то майор
Веденкин, с которым он минуть пять говорил о лекции.
Каменюке все более нравилось вот так сидеть у начальника. Мальчишеским чутьем
Артем чувствовал, что находится сейчас в штабе, откуда, как от сердца,
растекается энергия по всему училищу, и ему приятно было, что такой большой
командир, перед которым другие стоят, вытянувшись, который, как на поле боя,
отдает приказания, принимает доклады, кивком головы отпускает людей,
просматривает бумаги, звонит по телефону — что вот такой большой командир
разрешил ему, Каменюке, запросто сидеть рядом и в этой кипучей жизни какое-то
место отвел и ему. Артем однажды был у начальника политотдела, но тогда он
чувствовал себя иначе и даже «нюни распустил», чего не мог себе потом долго
простить. Интересно, начнет ли вспоминать полковник о том случае? Каменюка
решил, что если это произойдет, он будет отмалчиваться и тогда вообще ни о чем
не станет говорить.
Вошла женщина, начала просить полковника принять ее сына в училище. Достала из
большой черной сумки бумаги о том, что она жена погибшего Героя Советского
Союза, что ее сын хорошо учится в пятом классе, и все приговаривала — Я вас
очень прошу… Он так мечтает…
Зорин внимательно выслушал ее и, сожалея, развел руками.
— Должен вас огорчить, у нас еще три года, до первого выпуска из училища, приема
не будет. Единственное, что я могу посоветовать, наведайтесь к началу учебного
года, воз можно, мы кого-нибудь отчислим за лень или недисциплинированность.
— Ну, на это надежда плохая, — печально сказала женщина, — не думаю, чтобы у вас
такие нашлись…
— Бывает, — неопределенно ответил полковник, — всяко бывает. — И Артем, боясь
пошевельнуться, напомнить о своем присутствии, притаился в кресле. Но женщина
все же посмотрела в его сторону, как ему показалось, подозрительно и, горестно
вздохнув, ушла.
Наконец, полковник запер дверь своего кабинета, возвратился к столу, прибрал на
нем какие-то бумаги, папки и, подойдя к креслу Артема, спросил так, словно они
уже век были знакомы:
— Ну, как жизнь, Тема?
У Артема вдруг, неожиданно для него самого, задрожала губы:
— Ничего…
Темой его называла только мать. Еще тогда… давно. А здесь все: «Воспитанник
Каменюка, выйдите из строя», «Воспитанник Каменюка, вам в наряд». Сейчас это
обращение, от которого он отвык, которое, казалось, ушло навсегда, застигло его
врасплох и как-то сразу размягчило. И потом — у полковника были такие же густые,
перекрученные брови, как у погибшего отца Артема.
Зорин сделал вид, что ничего не заметил, порылся в ящике стола, достал журнал
«Пионер».
— Ты этот номер журнала читал?
— Н-нет, — тихо ответил Артем.
— Вот я тебе его и припас! — обрадованно воскликнул Зорин. — Здесь в конце есть
объяснение, как сделать самоходный танк. Иди сюда, давай вместе посмотрим,
потолкуем.
И, сблизив головы, они стали читать описание игрушки, прикидывать, какие
материалы понадобятся.
* * *
История с исчезнувшими часами хотя и не переставала мучить Беседу неразрешенным
вопросом: «Кто же?», но имела для него и то значение, что, обдумывая ее, он
пришел к выводу: нельзя идти на поводу у событий, должна быть система
воспитания. Слепые, инстинктивные действия от случая к случаю могут породить
лишь чувство беспомощности.
Он решил каждый вечер намечать план на завтра. Почему учитель физики или
математики обязан идти на урок с детально разработанным планом, продумывать,
какие задачи решит, навыки привьет, а воспитатель может уклоняться от такой
осмысленности труда? Сохраняя эти планы, легко будет в любое время восстановить,
чем занимался месяц, год назад, увидеть, сбылись ли надежды и предсказания,
последователен ли был в своих требованиях…
В небольшой книжке Алексея Николаевича появились записи:
10 марта. Принести Павлику книгу «Советский офицер» (особенно обратить его
внимание на боевое товарищество). Спросить у Илюши, как здоровье тети. Написал
ли он ей. Поручить ему и Дадико сделать скворешники. Показать Сене, как следует
правильно подходить к начальнику. С Артемом — о его родителях, их честности.
Проверить, выполнил ли он обещание не курить. На карте показать движение наших
войск (последняя сводка).
11 марта. Побеседовать с Павликом, как он понимает слова Суворова: «Сам погибай,
а товарища выручай». Принести в класс альбом Верещагина «1812 год». Артему дать
поручение — сохранять запасные тетради, карандаши, ручки класса. Позаниматься на
шведской лестнице с Дадико. Почему угрюм Максим? Спросить у отделения: «Что вы
прочитали в последнем номере „Пионерской правды“?»
12 марта. Понравилась ли книга Павлику? Взять с собой в город Сеню (поощрение).
Не перехвалил ли я Илюшу (он последние полгода топчется на месте в развитии)?
Давать ему потруднее задания: встать на час раньше остальных, убрать класс;
проверить исполнение. Поговорить с комсомольцами первой роты о братской опеке
над моими. Короткая беседа с отделением; «Святость знамени». Перенять у Боканова:
за пять минут до того как ребята начинают готовить уроки, подводить итог: успехи
дня. Кратко ставить задачу каждому.
* * *
— Приблизительно через неделю после посещения Артемом начальника политотдела,
вечером, Алексей Николаевич зашел в шинельную. Он начал было поправлять одну
шинель, когда услышал странные звуки, доносящиеся из угла комнаты. Казалось,
кто-то всхлипывает. И действительно, — это, скрывшись ото всех, дал волю своему
горю Артем. «Все меня ненавидят;—думал он и чувствовал, как грудь разрывается на
куски. — Только полковник Зорин по-человечески… Наверно, ему о часах еще не
сказали… Нет, он все равно хороший. С ним поговоришь — и хочется лучше стать.
Товарищ полковник, — мысленно обратился он к Зорину, — вот гад я последний буду,
если обману, я вам слово даю исправиться».
Каменюка стал было немного успокаиваться, но снова растревожило воспоминание о
Беседе. «Он ничего, справедливый, а только зачем все на меня издали смотрит,
смотрит, думает, я не замечаю… Подозревает… Ну, и пусть».
…Капитан Беседа обошел вешалку и увидел сидящего на подоконнике Артема. Каменюка
вскочил, вытянулся, но повернул голову в сторону, и в сумерках лицо его нельзя
было разглядеть.
— Что ты здесь делаешь? — удивился Беседа.
— Так… ничего, — нелюдимо ответил Каменюка.
— Артем! — мягко, но решительно сказал Алексей Николаевич, — давай поговорим
начистоту! Как офицер с будущим офицером!
Мальчик молчал.
— Не хочешь? — с горечью спросил Беседа. — Ну, дело твое, — и он сделал
движение, словно собирался уйти.
— Хочу, — тихо произнес Артем.
— Тогда садись, — показал на подоконник Алексей Николаевич и сел сам.
— Я знаю, тебе сейчас тяжело, но уверен — у тебя хватит воли преодолеть свои
слабости. В прошлом году была у нас большая неприятность, — нахмурясь продолжал
он. — Воспитанника третьей роты Николая Пучкова исключили из училища за
нечестный поступок. Выстроили всю роту, привели Николая в его старой одежонке
(форму суворовца у него отобрали). Он очутился перед строем, и сотни глаз
смотрели на него, как на чужого, а он не знал, куда спрятать руки, отвести
глаза. На голове у него был помятый картуз. Ты представляешь, Артем, что
чувствовал Пучков? А на днях он прислал письмо своему воспитателю: «Я не достоин
вам писать, но поверьте, только теперь я осознал, как много потерял». И знаешь,
Артем, почему он перестал быть суворовцем? — Алексей Николаевич придвинулся к
Каменюке почти вплотную. — Он был неправдивым, а тот, кто носит военный мундир,
не может быть нечестным. Ложь — самое отвратительное, что есть на свете.! Ложь,
как змея, все время извивается. Честный человек смотрит людям прямо в глаза и в
борьбе с неправдой имеет силу десятерых. Ведь именно борясь за правду, твои
родители не пожалели даже жизни. И наша правда побеждает фашистскую ложь. Ты
должен, Артем, походить на своих родителей.
Мальчик порывисто встал с подоконника.
— Товарищ капитан… Я буду — вот увидите…
— Верю тебе, — просто сказал офицер и тоже встал. — Конечно, будешь…
Отпустив Артема, Алексей Николаевич зажег свет в комнате, проверил, правильно ли
висят шинели, и легкой, неторопливой походкой пошел в свой класс.
* * *
После истории с исчезновением часов отделение, видно, уловило отношение Беседы к
событиям и, не сговариваясь, бойкотировало Каменюку. Он сидел один за партой, в
игры его не принимали и старались избегать общения с ним.
Артем всячески подчеркивал пренебрежение к бойкоту, ходил, засунув руки в
карманы, и особенно смачно сплевывал сквозь зубы.
Но когда все засыпали, он долго ворочался, вздыхал, уткнувшись в подушку,
непримиримо бормотал: «Ну, и пусть… пусть…».
Так длилось несколько дней. Затем, изменившееся отношение капитана к Артему
какими-то неведомыми путями передалось отделению. Как это ни странно, первым
протянул руку мира Кирюша Голиков. Про себя Кирюша решил: ведь никому точно
неизвестно, виноват ли Каменюка, и нельзя человека обижать только потому, что
подозреваешь. Первоначальная острота утраты часов несколько сгладилась, и,
будучи по натуре добродушным и общительным, Голиков на уроке английского языка
сам подсел к Артему.
— У меня новые марки есть, — шепнул доверительно Кирюша и достал из кармана
прозрачный конверт.
— Пошел ты… не нужны вы мне, — озлобленно огрызнулся Каменюка, но краем глаза
покосился на конверт.
— Да ты не сердись — примиряюще пододвинулся Голиков…
В это время Нина Осиповна строго посмотрела в их сторону:
— Стоп токин! (прекратите разговоры!).
В перемену Илюша Кошелев протянул Каменюке кусочек смолы:
— Вот пожуй. Как резина… — предложил он.
Артем хотел и здесь выдержать характер, но не устоял перед соблазном, небрежно
взял смолу и стал жевать ее с таким сосредоточенным выражением лица, словно
прислушивался к чему-то.
— Ну, как? — хозяйственно осведомился Самсонов.
— Ничего, соленая, — снисходительно ответил Артем и дал черный комок жвачки
Сеньке. — Попробуй!
Так постепенно налаживались связи.
Вечером у Каменюки произошел разговор один-на-один с Гербовым. Артем был с ним в
приятельских отношениях уже с полгода, с тех пор, как Семен научил его «крутить
солнце» на турнике. Гербову же правилась в Артеме воинственность. Спокойный по
натуре, Семен питал слабость к забиякам и, хотя частенько отчитывал своего друга
Ковалева за вспыльчивость и несдержанность, но любил его имени таким.
— Тебе сколько лет? — спросил Гербов Каменюку, когда они вместо перебирали колбы
и пробирки в химическом кабинете. Преподаватель химии поручил эту работу Гербову
и ушел, а Семен решил взять себе в помощники Артема.
— Скоро четырнадцать…
— Так ты через год комсомольцем будешь, — как о деле, само собой разумеющемся,
сказал Гербов.
— Артем помрачнел.
— Я не буду…
— Почему? — удивился Гербов. Он знал о событиях в четвертом отделении, ему
ротное комсомольское бюро поручило воздействовать на Каменюку, но об этом Артем,
конечно, не должен был догадываться.
— У меня с дисциплиной не ладится, — признался Каменюка и, открыв дверцу
стеклянного шкафа, начал устанавливать колбы, внимательно рассматривая каждую из
них.
— Да разве, если ты захочешь, не сможешь взять себя в руки? Конечно, сможешь! —
убежденно произнес Гербов. — А знаешь, как бы это здорово получилось, если бы ты
стал самым первым комсомольцем в своей роте. На комсомольские собрания к нам
приходил бы, поручения комсомольские выполнял. Генерал спросит у майора Тутукина:
«У вас в роте комсомольцы есть?», а майор ответит: «У нас, товарищ гвардии
генерал, только один Каменюка на всю роту комсомолец». А? Здорово!
Артем польщенно улыбнулся, но тотчас же безнадежно вздохнул — Куда мне, — и с
напускной оживленностью начал рассказывать, какую он книгу прочитал об
Амундсене. Но когда они запирали химический кабинет, Каменюка вскользь спросил:
— А в комсомол как принимают?
Гербов рассказал о порядке приема и рекомендациях.
— Так мне никто их не даст, — разочарованно протянул Артем.
— Я первый тебе рекомендацию дам, капитан Беседа тоже, если ты достоин будешь…
— Нет, я достоин не буду, — с сожалением сказал Каменюка — Ну, пока, Сема,
Ковалю привет передай. — И они расстались.
Вскоре произошло несчастье с Голиковым. Он упал с дерева и переломил правую руку
в локте. Его отправили в госпиталь, наложили гипс. Сутулый, с седыми, бобриком
подстриженными волосами хирург обещал выписать его через два месяца.
— Удачно упали, молодой человек, — говорил он, поглядывая острыми веселыми
глазами. — хороший перелом.
Кирюша был единственным в госпитале мальчиком, и его баловали. Шумливая, тучная
тетя Сима из кухни подсовывала ватрушки; начальница хирургического отделения
Анна Тимофеевна подсаживалась к его койке и расспрашивала о Суворовском, угощала
конфетами; сосед дядя Сережа, красноармеец с ампутированной ногой, мастерил
Голикову шахматные фигуры из замазки и обучал играть. И общем, жить можно было!
Но эти ежедневные радости отравляла неотступна мысль: ведь переломлена правая
рука! Ну, а как не срастется или криво срастется? И прощай, училище, прощай,
военная жизнь. Каждый раз, когда он думал об этом, — не хотелось ни ватрушек, ни
ферзей дяди Сережи. Кирюша мрачнел, слонялся по коридорам госпиталя и злился до
слез, что хирург, вместо того, чтобы немедленно принять меры к спасению его,
Голикова, от надвигающейся страшной беды, занят своими делами в операционной и
только иногда, встретив Кирюшу, однообразно шутит:
— Ну, как, молодой человек? Поправляемся? По-суворовски — быстрота и натиск!
Это было не смешно и не стоило даже улыбки…
В воскресенье старшая сестра тетя Клаша сказала Голикову:
— К тебе пришел товарищ. Вообще, ходячему больному полагается сходить вниз, в
комнату для посетителей, но я выдам халат, и он поднимется сюда. Только не
балуйтесь, — совсем уж ни к чему добавила сестра.
В ожидании гостя Кирюша набросил на плечи синий халат, спадающий широким кругом
на пол, надел на шею бинт, поддерживающий руку в лангете, и одернул одеяло. Он
уже ходил без лангета, который в обычное время прятал под кровать, не нуждался и
в этой подвязке на шее, но сейчас ему хотелось предстать настоящим «ранбольным».
В палату, сопровождаемый сестрой, вошел Илюша Кошелев. В первое мгновение
Голиков не узнал его в белом халате, а узнав, обрадовался, но счел неудобным
проявлять чувства.
— Садись на кровать, — величественно разрешил он, удостоверившись, что тетя
Клаша ушла.
— Синяя… — сочувственно качнул Илюша головой на руку Кирюши.
— Ничего, покраснеет! — небрежно бросил Голиков.
— А вдруг такой и останется? — со страхом предположил Кошелев. — Как же писать
будешь?
— Левой научусь! — словно о деле, давно решенном, сказал Голиков, и эта
неожиданная мысль показалась ему настолько легко осуществимой, что он удивился,
как раньше не додумался.
— Ну, чего ты глаза распушил? — вдруг напустился он на Кошелева. — Сказал: левой
научусь! Знаешь что? — почему-то оглядываясь по сторонам, зашептал он Илюше —
Принеси мне завтра тетрадь в клеточку и карандаш.
— Капитан не отпустит, — сокрушенно вздохнул Илюша.
— Ну, я тебя, как друга, прошу, — с жаром зашептал Голиков — Отпросись или
нырни, как разведчик, через заднюю стену в саду. Там, знаешь, в заборе дырка
плитой завалена. Не знаешь, — Каменюка покажет. Принесешь?
Кошелев заколебался, но решил про себя честно получить разрешение у капитана и
обещал доставить тетрадь и карандаш.
— Ну, что у нас там нового? — опять обретая важность, спросил Кирюша, поправляя
бинт. — Небось, без меня развинтились? — Ему не терпелось узнать, кто назначен
старшим в отделении, но самолюбие не позволяло задать вопрос прямо.
Илюша хотел возразить, — мол, нет, не развинтились, но, рассудив, что больному
перечить нельзя, он ответил неопределенно:
— По русскому почти все успевают.
— И Самсонов? — поразился Голиков.
— Сенька одну тройку получил, а потом опять диктант плохо написал.
— Ну, ясно, — понимающе кивнул головой Кирюша. — Ничего, я приду — мы его
вытянем и Суворова получим.
Он имел в виду бюст Суворова, который майор Тутукин обещал вручить передовому
отделению, чтобы установить этот бюст в классе.
На следующий день сам капитан Беседа принес Голикову тетрадь и карандаш и
передал их внизу дежурной, в палату его не пустили.
С этого дня начались для Кирюши мученья. Буквы, написанные левой рукой, плясали
дикий танец, походили на дрожащих уродцев, стремящихся разбежаться в разные
стороны. Это была настоящая пытка — подогнать их друг к другу вплотную. Но не
такой человек Кирилл Голиков чтобы отступать перед трудностями. Писать он учился
втайне от всех, и первое письмо его в класс начиналось словами:
«Ребята, вы там без меня не подведите!»
* * *
Капитан Беседа, определив Голикова в госпиталь, дня два не мог решить, кого
назначить старшим воспитанником отделения.
Кошелей исполнителен, но еще не обладает нужными для должности старшего волевыми
качествами — его не будут слушать. Может быть, назначить Каменюку? — мелькнула
мысль, но он, усмехнувшись, стал перебирать новые фамилий. Авилкин? Нет, из него
сейчас помощника не выйдет. Самсонов? — Слишком мал и слишком поглощен своими
ерундовыми делами… А правда, почему бы не назначить Каменюку? Это приподнимет
его в собственных глазах, будет сдерживать…
Но как отнесется к назначению Каменюки отделение, да и сам он? Еще
поколебавшись, Алексей Николаевич все же решил остановиться на Артеме.
Опасения оказались излишними. Каменюка сразу проникся чувством ответственности
лица, облеченного непререкаемой властью, и принял ее как должное.
Отделение Беседы теперь оказывалось первым на построении роты. В классе стало
чисто, а на уроке, стоило только Каменюке грозно посмотреть на нарушителя
порядка — и тот затихал. Командирский раж Каменюки был столь велик, что его
приходилось даже умерять.
Однажды Артем во время игры отделения в волейбол, в зимнем спортивном зале,
пришел туда в шинели, застегнутой на все пуговицы, туго перетянутой ремнем.
— Авилкин, на развод! — от двери крикнул Каменюка и вышел, уверенный, что
вызванный немедленно последует за ним.
Павлик же решил доиграть партию к азартно метался у сетки.
— Артем через некоторое время обнаружил, что Авилкин не идет за ним,
возвратился, схватил нерадивого за шиворот и потащил его с криком:
— Надевай шинель! Ты что — военных порядков не знаешь? Развод — святое дело!
За Авилкина вступился Дадико, началась свалка, прекращенная подоспевшим во-время
Беседой.
Главное, что радовало воспитателя, — это появившееся у Артема стремление быть
предельно честным. Видно, он считал это неотъемлемой стороной своей служебной
деятельности.
Как-то капитана вызвали на сутки в военный округ. Возвращался он оттуда с
неспокойным сердцем. Не случилось ли чего? Как они там?
Едва успев привести себя в порядок с дороги, он заторопился в училище. Шла
самоподготовка. Первое, что бросилось в глаза Алексею Николаевичу, когда он
открыл дверь класса, был Артем, сидящий за столом воспитателя.
Каменюка громко скомандовал:
— Отделение, смиррно! — и на высокой ноте доложил:
— Товарищ капитан, в ваше отсутствие воспитанник Авилкин Павел не вышел на
утреннюю зарядку — притворился больным. Воспитанник Самсонов Семен получил
замечание на уроке английского языка. Никаких других нарушений дисциплины не
было. Докладывает старший воспитанник отделения Каменюка Артем.
Он сделал шаг в сторону и независимо посмотрел на товарищей, энергично вздернув
крутой подбородок с глубокой бороздкой посередине.
Когда воспитатель вышел из класса, к Артёму подскочил Авилкин, посверкивая
зеленоватыми глазами.
— Ябеда, доносчик…
Каменюка хладнокровно оглядел его с головы, до ног:
— Если бы я побежал к капитану, тайно… А я при всех сказал.
Он подумал и добавил:
— Так комсомольцы делают…
— Фискал!.. — кричал Авилкин.
— А ты — нарушитель дисциплины. Этому тебя Суворов учит? — спокойно ответил
Артем.
— А ты, а ты… ворюга! — выплеснул Авилкин.
Каменюка побледнел. Губы его жестко сомкнулись. Со сжатыми кулаками бросился он
на Авилкина, приблизил свое лицо к лицу оскорбителя и, сверля его гневными
глазами, Протолкнул сквозь зубы:
— Если бы я не был старшим, я б тебе показал…
Но Павлик уже и сам перетрусил:
— Ты чего?., ты чего?.. — забормотал он и вильнул к своей парте…
Возможно, отделение и не одобрило бы прямолинейности старшего, но Каменюка не
щадил и себя, когда дело касалось службы. В прошлое воскресенье; возвратись из
городского отпуска, он сокрушенно доложил Беседе:
— Товарищ капитан! Воспитанник четвертого отделения пятой роты Каменюка Артем из
городского отпуска прибыл. На улице мне было сделано замечание неизвестным
лейтенантом, что нельзя держать руку в кармане и щелкать семечки, — совсем
виновато добавил он, опуская голову.
Воспитатель пожурил Артема за упущение в поведении — «Не забывай о чести
училища», — но на ротном построении похвалил:
— Он поступил так, как полагается военному человеку: правдивость для суворовца —
прежде всего.
Словом, к старшему трудно было придраться, и товарищи подчинялись ему почти
безропотно. Только Авилкин пытался временами сопротивляться, но, как правило,
безуспешно. После одного бурного столкновения с Авилкиным, Каменюка горестно
сказал Алексею Николаевичу:
— Теперь я понимаю, товарищ капитан, как неприятно командиру, когда его приказ
не выполняют…
— Ничего, не унывай, — подбодрил его Беседа. — Капля камень точит…
Артем, соглашаясь, кивнул головой, хотя толком не понял, какая капля и какой
камень.
За последний месяц даже лицо, даже внешний вид Каменюки изменились. Он старался
не давать повода для замечаний, поэтому исчез лихой залом шапки, цыганский
напуск брюк на голенища, а ремень занял на талии надлежащее место.
Было бы преувеличением сказать, что Артем стал неузнаваемым, превратился в
святочно-прилизанного пай-мальчика. Так случается только в надуманных рассказах
и статьях кабинетных теоретиков. Это был и тот же Каменюка: ершастый,
задиристый, своевольный — и уже не тот: какая-то внутренняя сила сдерживала его.
И если верить знатокам человеческой природы, утверждающим, что глаза — зеркало
души, то синие глаза Артема стали лучше: с них сходила муть недоверчивости к
людям, и они начинали смотреть на мир по-детски открыто и чисто.
Беседе не раз хотелось спросить Каменюку о часах. Он чувствовал, что сейчас
Артем будет откровенен. Но педагогическая осторожность, а главное, боязнь
неудачным движением разрушить все то новое, что с великим трудом создавал он в
характере Артема, останавливали воспитателя.
Только однажды Каменюка, оставшись наедине с офицером, начал было:
— Я хотел вам сказать товарищ капитан… — но не докончил, задохнулся от волнения.
Алексей Николаевич поспешил ему на выручку:
— Да, да, Артем, и я хотел сказать, у нас в отделении еще плохо проходят
дежурства…
|