Большой десантный корабль - у причала Азовского порта

 

10-11 сентября город Азов отмечал свой День города - 944-летие со дня первого летописного упоминания (такой датой считается  1067 год).

Накануне в городском Дворце культуры состоялось  торжественное собрание, посвященное Дню города.

По полученным сообщениям, в первый день праздника (на котором мне не довелось быть) после торжественной церемонии открытия на Петровской площади города состоялся парад с участием казачьих подразделений округов Всевеликого войска Донского, казачьих дружин, учащихся казачьих кадетских корпусов и конных взводов казачьей дружины. В районе подвесного моста у реки Азовки казаки-конники продемонстрировали зрителям своё мастерство.  В числе других спортивных мероприятий проведены соревнования по парусному спорту, стритболу,  гребле на байдарках и каноэ, традиционная городская легкоатлетическая эстафета среди учащихся образовательных учреждений, открытый турнир по настольному теннису, показательные выступления по таэквон-до и тайскому боксу. На стадионе имени Э.П. Лакомова открыт скейтпарк. Кроме того, азовцы и гости города смогли посмотреть концерт казачьих самодеятельных коллективов,  концертные программы «Праздник детства» и «Юность Азова», поприсутствовать на фестивале городских команд КВН. А вечером всех ждал гала-концерт «Слава Дона православного – Азов!» и праздничный фейерверк.

Подробнее остановлюсь на втором дне праздника, чему был свидетелем.

"Гвоздём" программы второго дня стала возможность посещения азовцами и гостями города большого десантного корабля "Азов", прибывшего накануне в этот старинный город  специально на праздничные мероприятия.

Переход корабля из Севастополя в Азов  занял 24 часа с трёхчасовой задержкой на российско-украинской границе. По информации для СМИ пресс-секретаря командующего Черноморским флотом капитана 1 ранга Вячеслава Трухачёва,  при подходе к Керчь-Еникальскому каналу в Керченском проливе Центр регулирования движения судов (ЦРДС) порта Керчь дал запрет на проход корабля. Ссылаясь на циркуляр начальника крымского отделения государственного предприятия (ГП) "Дельта-Лоцман", дежурный ЦРДС заявил о необходимости взять на борт российского военного корабля лоцмана с последующей оплатой его услуг. Заявление старшего на борту корабля о том, что указанные требования противоречат международным соглашениям и не могут быть применены к военному кораблю, не были приняты во внимание. Попытка убедить администрацию порта Керчь и ГП "Дельта-Лоцман" в неправомерности их требований не привела к желаемому результату. С учетом времени суток, неблагоприятного прогноза по метеоусловиям и необходимости своевременного прибытия корабля в порт Азов командованием Черноморского флота по согласованию с Таманским управлением "Росморпорта" было принято решение о проходе корабля в Азовское море по более мелководному Таманскому судоходному пути, управление которым осуществляет порт Кавказ. По сути, это был риск для корабля - пройти по мели, но экипаж справился с такой задачей.

Приход одноимённого с городом корабля стал знаковым событием и для азовцев, и для жителей области. Свидетельством тому - многолюдная очередь желающих побывать на корабле. Стоя в очереди на посещение, мне, ростовчанину, довелось беседовать с жителями других городов и сел.. Ведь не может не вызывать восхищения сам факт наличия в составе флота такой звучной, по-настоящему боевой флотской единицы!

 

- Побывал с внуком на большом десантном корабле "Азов", - поделился своими чувствами после его посещения в первый день праздника близкий мой товарищ-ростовчанин Юрий Кононов. - Незабываемые впечатления! Особенно, конечно, для внука. Но и мне самому было очень интересно. Рекомендую по возможности побывать на нём.

 

Да я и не сомневался в интересе. Хоть я - человек военный, но мне до этого времени не доводилось бывать на крупных военных судах.

 

В истории русского флота кораблей под названием "Азов" и "Память Азова" было всего десять. Такую цифру нашёл в военно-морской литературе.

 

Не случайно БДК "Азов" с особым теплом встречают в греческом городе Пилосе, более известном как Наварин, так как в 1827 году экипаж одноименного 74-пушечного линейного корабля «Азов», которым командовал в ту пору прославленный Михаил Лазарев, геройски проявил себя в отчаянной морской битве, в результате которой древняя Эллада обрела потерянную на пять веков свободу. В славном Наваринском сражении «Азов» потопил 5 вражеских кораблей, в том числе 80-пушечный флагман «Мухарем-бей».

Многолюдная очередь желающих посетить БДК "Азов".

 

 

Это был первый русский корабль, удостоенный кормового Георгиевского флага. Его построили в 1826 году, а своё имя он получил в честь победы Петра I над турками в 1696 году. Будучи в составе Балтийского флота,  за пять лет своего существования стал одним из самых известных и прославленных кораблей Русского флота.

 

Современный большой десантный корабль "Азов" входит в 187-ю бригаду десантных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота. Базируется в Севастополе. С августа 2008 года им командует капитан 2 ранга Олег Мальцев.

 

 

 

Командир бригады десантных кораблей капитан 1 ранга Олег Игнасюк (справа) и командир БДК "Азов" капитан 2 ранга Олег Мальцев отвечают на вопросы экскурсантов.

 

 

В роли наших экскурсоводов выступили члены экипажа корабля. На все пояснительные вопросы моряки давали исчерпывающие ответы. Стоит отдать им должное - они блестяще выполнили возложенную на них командованием задачу. А главное - чувствовалась их любовь к своему кораблю и Черноморскому флоту, с такими орлами смело можно идти в бой, не подведут. Задавали экскурсанты вопросы и присутствовавшим на корабле командиру и его начальнику - комбригу десантных кораблей капитану 1 ранга Олегу Игнасюку. Присутствующие с интересом выслушали комбрига, рассказавшего об общей ситуации на Черноморском флоте и о выполняемых его бригадой задачах..

 

Спрашиваю командира:

 

- А нахимовцы  на вашем корабле есть?

 

В ответ::

 

- Нахимовцев нет. Но есть кадет. Вот он - старший матрос Вадим Ткачук.

 

Подхожу к Вадиму. Он стоит около главного орудия и следит за безопасностью как самого орудия, так и находящихся около него экскурсантов. Знакомимся. Его должность очень ответственная - рулевой. А всего на корабле четыре рулевых.

 

 

 

Воспитанник Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, старший матрос Вадим Ткачук.

 

Вадим окончил Ульяновское гвардейское суворовское военное училище в 2009 году. Продолжил учёбу в Военно-морском институте радиоэлектроники имени А.С.Попова, но через два месяца его набор попал под министерский "нож". Пришлось распрощаться с "Поповкой" и поступить на физмат Ульяновского государственного университета. Но и здесь через год "Родина предложила" ему послужить на срочной. Как рассказал мне Вадим, служба на корабле не оказалась для него трудной, единственное - пришлось привыкать к новой обстановке. Этой осенью он уже увольняется. "Я уже знаю дату своего увольнения. 69 дней осталось послужить. 27 сентября ожидаем приказ министра" - поведал мне Вадим. 

 

 

 

Вадим пользовался явным вниманием у девчат. То сфотографироваться попросят, то бескозырку "примерить"...

 

 

После экскурсии, уже сойдя с корабля, неожиданно встретил незнакомого мне капраза с нахимовским крабом. Представились друг другу. Моим собеседником оказался Игорь Смоляк, командир 30-й дивизии надводных кораблей - ведущего соединения Черноморского флота, в подчинении которого находятся две бригады: 11-я бригада надводных кораблей и 197-я бригада десантных кораблей (куда входит БДК "Азов").

 

 

 

Воспитанник Нахимовского военно-морского училища, командир 30-й дивизии надводных кораблей капитан 1 ранга Игорь Смоляк.

 

Игорь - уроженец Миргорода Полтавской области. Нахимовское военно-морское училище окончил в 1985 году. Затем - Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. После его окончания попал на атомный ракетный крейсер Северного флота «Киров». Спустя 3 года вернулся в Севастополь. Прошел ряд должностей на сторожевых кораблях «Сдержанный» и «Сметливый», большом противолодочном корабле «Керчь». С должности командира «Сметливого» поступил в Военно-морскую академию. После академии — вновь на Черноморский флот. Недолгое время командовал дивизионом спасательных судов, а затем, перед назначением на должность командира дивизии,  с июля 2006 по октябрь 2010 года возглавлял экипаж гвардейского ракетного крейсера "Москва" - флагмана Черноморского флота России.  Контр-адмирал Олег Гарамов, командовавший дивизией до назначения на эту должность Игоря Смоляка,  высоко оценивал профессиональные навыки своего подчинённого, характеризовал его как грамотного, требовательного и в то же время внимательного к людям офицера, настоящего хозяина высокого командирского мостика флагмана.

 

30-я дивизия надводных кораблей 9 апреля этого года отметила своё 42-летие. Это соединение стало настоящей школой для многих адмиралов Военно-Морского Флота СССР, России, Украины. Командирами соединения в разные годы командовали такие адмиралы, как: Степан Соколан, Игорь Касатонов, Василий Еремин, Владимир Гришанов, Виктор Свиридов, Александр Ковшарь, Владимир Васюков, Олег Гарамов… Именно корабли данной дивизии выходили и выходят в Средиземное, Красное и другие моря, Атлантический, Тихий и Индийский океаны, где демонстрировали советский Военно-морской, а теперь и Андреевский флаг. Именно корабли этого соединения были в горячих точках во время арабо-израильских войн и оказания интернациональной помощи целому ряду стран. Именно они были противовесом 6-му американскому флоту, входя в состав Средиземноморской эскадры.

Корабли этого соединения участвуют в российско-индийских военно-морских учениях «Индра», российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс», в «Активных усилиях», «Блексифоре». Именно корабли этого соединения представляют Россию в Греции на годовщинах Наваринского сражения, визитах и деловых заходах в порты Франции, Италии, Греции, Мальты, Ливии, Сирии, Кубы, Турции и других стран. Всей стране памятен прошлогодний межфлотский переход флагмана флота ГРКР «Москва» во Владивосток и участие экипажа в учениях «Восток-2010», вызволение из рук пиратов сухогруза «Арктик Си» экипажем СКР «Ладный». Участие в дальних океанских походах и международных учениях - это прерогатива именно 30-й дивизии надводных кораблей. И теперь этой дивизией командует кадет!

 

 

 

 И на берегу кадеты нарасхват...

 

Но не удалось мне всесторонне побеседовать с Игорем. Прибывшие для посещения корабля гости то и дело просили Игоря  сфотографироваться с ним на память о посещении корабля. И он никому не отказывал. Красивый, спортивный, молодо выглядящий для своих лет офицер! На груди - два ордена: Мужества и "За военные заслуги". После очередной фотосессии к Игорю подошёл представитель администрации города, после чего Игорь извинился и убыл с ним. Других кадет у БДК "Азов" я больше не встретил...

 

 

Поднятые флаги города Азова

и Всевеликого войска Донского

Поднятые флаги Азовского района

и Ростовской области

 

Большой десантный корабль "Азов" не случайно прибыл в одноимённый город. И не случайно на корабле выше других подняты флаги города Азова, Азовского района, Ростовской области и Всевеликого войска Донского. Дело в том, что уже несколько лет подряд корабль, город, область и Всевеликое войско Донское традиционно связывает не только шефские отношения, но и сформировавшаяся дружба. В 2006 году мэр Азова вышел с инициативой захода большого десантного корабля "Азов" Черноморского флота в Азовский порт. С тех пор, по учёту администрации города Азова, на борту корабля побывало более четверти населения города, что послужило делу воспитания и укрепления патриотического духа граждан.

 

 

 

Осмотрев корабль, счёл за честь сфотографироваться на его борту под Андреевским флагом - символом доблести и славы Военно-морского Флота России.

 

 

Тактико-технические характеристики большого десантного корабля «Азов»:

Построен на Полночной верфи в Гданьске (Польша).

Вступил в строй 20 октября 1990 года.

Проект: 775М.

Раннее наименование - "БДК-54" (до 1999 года).

Страны, под флагом которых служил: СССР, РФ.
Водоизмещение (надводное/подводное): 4080 т.
Размеры: длина - 112.5 м, ширина - 14.9 м, осадка - 3.6 м.
Скорость хода: 18 узлов.
Дальность плавания:  6100 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200 л.с.
Вооружение: 1 - 76-мм АК-176, 2х6 30-мм АК-630, 32 ЗУР "Игла" 2х30 122 мм ПУ НУРС.
Экипаж: 17 офицеров, 81 матрос.

Вместимость: до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длина - 95 м, ширина - 4,5 м, высота - 4,5 м.

 

 

 

Hosted by uCoz